Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
История
Сергей Ветров
818 статей

Фара, инфима, грамматика и синтаксисма

Фара, инфима, грамматика и синтаксисма

Духовное и культурное возрождение Киева связано с именем архимандрита Елисея (в схиме — Евфимия) Плетенецкого, в 1599 году ставшего настоятелем Киево-Печерской Лавры. Его энергичными усилиями Лавре удалось вернуть былую славу. Отец Елисей основал Лаврскую типографию, а также собрал в Киеве кружок ученых проповедников, переводчиков, иконописцев и печатников. Надо полагать, что именно в кружке архимандрита Елисея и родилась мысль о создании Киевского братства и об учреждении при нем школы. Идея была реализована благодаря знатной киевлянке Галшке (Елизавете) Васильевне Гулевичевне-Лозкиной. 14 октября 1615 года Галшка Гулевичевна подписала грамоту о передаче «правоверным христианом народу российского» участка земли на Подоле, со всеми строениями и доходами, для основания Богоявленского монастыря и школы для детей всех сословий. Буквально на следующий день здесь поселились монахи во главе с Исаией Копинским, а еще несколько недель спустя при монастыре начала действовать школа. К началу 1616 года было основано и Киевское Богоявленское братство.

3 ноября 1632 года на учредительном сейме в Варшаве православные депутаты избрали Петра Могилу митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. В начале апреля 1633 года он получил утвердительную грамоту от Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса, и 28 апреля 1633 года в Успенской братской церкви во Львове состоялась его епископская хиротония.

Вернувшись в Киев, святитель Петр провел реформу братской школы. В программу преподавания были введены арифметика, геометрия, музыка, поэзия, астрономия, диалектика. Главный упор по-прежнему делался на преподавание латинского и польского языков, так как они открывали православным студентам доступ к европейской науке. В нескольких городах святитель Петр открыл новые школы, которые фактически стали филиалами Киевской коллегии.

Чтобы сделать из Киевской коллегии полноценное высшее учебное заведение — Академию, как о том мечтал митрополит Петр, надо было получить от польских властей разрешение на открытие в ней высшего класса — богословского. Однако король Владислав не разрешил преподавать в Киеве науки выше диалектики и логики. Для получения полноценного богословского образования выпускники Киевской коллегии вынуждены были отправляться в католические Академии Польши и западноевропейских стран. Все это обусловило глубокое проникновение латинской схоластики в православную церковную науку. Позже исследователи назовут это явление «латинским пленением» русского богословия.

Вторая половина XVII века — время больших перемен в жизни Украины. Через год после смерти святителя Петра началась Национально-освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. После подписания Переяславского договора 1654 года Киев стал пограничным городом и в течение нескольких десятилетий жил под постоянной угрозой разорения. В 1693 году в Москву отправилось посольство от Киевской коллегии, сумевшее получить от царей Петра и Иоанна Алексеевичей две важные грамоты (обе датированы 11 января 1694 года). Первая из них утвердила за Братским монастырем все его имения, а вторая предоставила коллегии право преподавать богословие, принимать на обучение детей всех сословий, в том числе приезжавших из-за рубежа (прежде всего из Польши), и утвердила за Киевской школой право на внутреннюю автономию. Несмотря на то, что по объему полученных прав Могилянская коллегия отныне вполне соответствовала Академиям, формально статус Академии тогда ей присвоен не был. Поэтому в 1701 году Киевский митрополит Варлаам Ясинский обратился к царю Петру I с просьбой о даровании Киевской коллегии полных прав Академии. В то время фаворитом Петра был воспитанник Киевской школы митрополит Стефан Яворский. Именно его влияние на царя оказалось решающим в удовлетворении просьбы митрополита Варлаама: 26 сентября 1701 года Петр I издал грамоту, в которой Киевская школа впервые была официально признана Академией. В первой половине XVIII века Киево-Могилянская Академия достигла своего расцвета, став наиболее престижным учебным заведением Российской империи. Слава о ней распространилась и среди православных народов на Балканах, представители которых регулярно поступали в ряды ее студентов.

Петр I считал Киевскую школу главной кузницей кадров для проводимой им государственной реформы. Первый российский император был благорасположен к назначению могилянцев на епископские кафедры по всей стране. Выпускниками Киевской Академии были местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский и один из ближайших сподвижников Петра архиепископ Феофан Прокопович. В 1709 году во время своего пребывания в Киеве император лично посетил Академию.

Благоволила Киево-Могилянской Академии и дочь Петра — императрица Елизавета Петровна (1741-1761). В годы ее царствования практически все епископские кафедры в Русской Православной Церкви были заняты выпускниками киевской высшей школы. Летом 1744 года императрица во время своего пребывания в Киеве дважды посещала Академию. В честь ее визита был устроен торжественный диспут.

В 1732 году Святейший Синод по ходатайству Киевского митрополита Рафаила Заборовского даровал ректорам Академии почетный титул архимандритов. Некоторые из ректоров достигли епископского сана и стали известными церковными деятелями. Таковыми были в числе других архиепископ Белорусский Георгий Конисский, архиепископ Московский Иосиф Волчанский, архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр Кулябка.

В XVIII веке полный курс обучения в Академии составлял двенадцать лет и разделялся на восемь классов. Сначала шли четыре грамматических класса: фара, инфима, грамматика и синтаксисма. На этом уровне изучались церковнославянский, «прoстый руський», польский, латинский и греческий языки. Далее следовал класс пиитики, то есть поэтики – искусства стихосложения. Следующим был класс риторики, где изучались теория и практика ораторского искусства.

Высшими считались классы философии и богословия. Философия включала в себя не только основы логики и диалектики, но и естественные науки (физику, математику, астрономию, зоологию). В богословском классе изучались догматическое и нравственное богословие, церковная история, герменевтика и пасхалия. Студенты-богословы также произносили проповеди в храмах монастыря. В богословский класс поступали, как правило, лишь те, кто избирал путь священнослужения. Те же, кто стремился к светской карьере, заканчивали философским классом.

Кроме того, в Академии существовали неординарные (необязательные) классы, в которые записывались те, кто хотел изучить алгебру, геометрию, оптику, гидростатику, гражданскую и военную архитектуру, механику, географию, новые европейские языки, рисование и ряд других дисциплин. Всего в XVIII веке в Киево-Могилянской Академии изучалось около тридцати предметов. В течение учебного года ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) во всех классах было по восемь лекций по шестьдесят минут. Начинались они в восемь утра и заканчивались в шесть часов вечера. Обеденный перерыв длился два часа. В философском и богословском классах продолжала существовать традиция проведения диспутов, к участию в которых допускались лишь лучшие студенты.

Общее количество студентов в Академии колебалось в разные годы от 800 до 1 100 человек. Интересно отметить, что в Академии не существовало возрастных ограничений для поступления. Поэтому в низших классах могли сидеть за партами как десятилетние юноши, так и те, кому было уже за двадцать. А выпускникам богословского класса могло быть и более тридцати лет отроду.

Особый вклад воспитанники Академии внесли и в музыкальную культуру России и Украины. Трое крупнейших композиторов Российской империи XVIII – начала XIX веков - М. С. Березовский, А. Л. Ведель и Д. С. Бортнянский - получили образование именно здесь…

19 сентября 1991 года Киево-Могилянская академия была восстановлена. Начался новый период её жизни…

По материалам http://kdais.kiev.ua/

 

 

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)