Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Мировоззрение
Сергей Ветров
329 статей

Хранитель земли родной

Хранитель земли родной

21 февраля 1938 года в селе Пристромы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области родился Пётр Петрович Толочко — археолог, историк. Доктор исторических наук, профессор (1988). Академик НАН Украины (1990). Иностранный член Российской академии наук (2011). Дважды лауреат Государственной премии Украины (1983, 2002). Лауреат премии имени М.Грушевского (1991). Директор Института археологии НАН Украины (с 1987 года).
В 1960 году окончил Киевский университет, историко-философский факультет, в 1966 году — аспирантуру Института археологии АН УССР. Кандидатская диссертация «Историческая топография древнего Киева», докторская диссертация «Киев и Киевская земля в период феодальной раздробленности Руси XII-XIII веков».
В 1960-1961 годах — научный сотрудник Музея украинского искусства.
С 1961 года — в Институте археологии АН УССР: младший научный сотрудник (1961-1966), учёный секретарь (1966-1970), старший научный сотрудник (1970-1972), заведующий отдела археологии Киева (1972-1987).
С 1987 года — директор Института археологии НАН Украины.
В 1993-1998 гг. — вице-президент НАН Украины.
Председатель Украинского общества охраны памятников истории и культуры, член Академии Европы, член-корреспондент Центрального Немецкого института археологии, член Международного союза славянской археологии.
Ученый является главным редактором журнала «Археология».
Петр Толочко — автор около 400 научных работ и 25 монографий, в том числе об актуальных проблемах истории славян и Киевской Руси.
Награжден орденами «Знак Почёта» (1982), князя Ярослава Мудрого V (1998), IV (2003) ст., Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР (1988).

Поздравляем авторитетного учёного, истинного гражданина и патриота с днём рождения и приводим одно из его недавних интервью газете «Факты».

— Что подтолкнуло князя Владимира крестить Русь?

— Он был убежденным язычником, когда в 980 году занял княжеский престол в Киеве. На Старокиевской горе создал капище, где поставил изваяния шести главных славянских божеств: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. Часть из них являлись, условно говоря, региональными — особо почитались в той или иной местности. Этот пантеон был призван упрочить целостность молодого государства. Постепенно князь пришел к пониманию, что для этого больше подходит вера в Единого Бога. Он видел примеры соседей Киевской Руси, которые, помимо Литвы, отказались от идолопоклонства. На Востоке исповедовали ислам и иудаизм, на Западе — католицизм, в Византии — православие. Владимиру предстояло выбрать веру для своей державы. В Киев из-за рубежа стали приезжать миссионеры специально для того, чтобы повлиять на его решение. Он спрашивал их: «В чем ваш закон?» Ведь буквально все аспекты жизни тогда основывались на религии. Ему, кстати, не очень понравился ответ магометан о том, что им запрещено есть свинину и пить вино.

Князь направил послов в несколько стран. Наибольшее впечатление на него произвел рассказ бояр, побывавших в православном Константинополе. «Мы пришли на службу в собор святой Софии и не знали, на земле мы или на небе — нет на свете большей красоты», — восторгались они. Сразу разобраться во всех нюансах той или иной религии непросто, поэтому о вере во многом судили по красоте, убранству и величию храмов, пышности обрядов.

В те времена самым развитым и богатым государством в мире была Византия. Поэтому неудивительно, что киевские князья из поколения в поколение стремились сблизиться с этой державой. Кстати, в русских летописях Константинополь чаще всего называли Царьград — город, где живет царь. Тем самым отдавали дань его величию. А вот Византия старалась держать дистанцию в отношениях с Русью и другими молодыми государствами, считая их неравными себе. Официально киевских правителей называли архонтами (князьями). Этот статус в понимании византийцев был ниже царского.

Правивший в Константинополе в первой половине Х века император Константин Багрянородный заявил, что если какой-либо князь «варваров» вздумает свататься к багрянородной (из императорской семьи) принцессе, следует отвечать отказом. Впрочем, для князя Владимира было сделано исключение — его женой стала принцесса Анна.

— Как он сумел этого добиться?

— Сложилось так, что Владимир Святославович решил принять православие, когда византийскому императору Василию II нужна была его помощь в борьбе с собственным военачальником Вардой Фокой, вознамерившимся захватить власть. Князь согласился направить императору дружину, но при условии, что получит в жены Анну. Русский шеститысячный корпус помог одолеть Фоку, однако Василий II не спешил выполнить свою часть договора. Чтобы его поторопить, Владимир отправился в поход на Херсонес, который ныне находится в пределах современного Севастополя, — в то время он являлся византийским городом. Важным аргументом в пользу этой военной кампании было желание князя креститься на территории великой империи, являвшейся колыбелью православия. В летописи сказано, что он спросил приближенных: «Где крещение примем?» «Где тебе любо», — последовал ответ. А хотел он если не в Константинополе, то по крайней мере в Херсонесе (русское название этого города — Корсунь).

— Ему удалось взять город?

— Да. Правда, осада длилась несколько месяцев. Русичи попытались добиться успеха с помощью военной хитрости: принялись делать насыпь у оборонительных стен. Но жители города вырыли под стенами подземный ход и по ночам уносили по нему грунт с насыпи. В этой ситуации Владимиру помог местный монах Анастас Корсунянин. В летописи говорится, что от него в лагерь князя прилетела стрела с запиской: там был совет перекопать трубу, по которой из колодцев в Корсунь текла пресная вода. Дружинники перекрыли воду. Вскоре жажда заставила херсонеситов сдаться. Владимир тут же направил на быстрой галере послание императорам: «Если не дадите сестру вашу за меня, сделаю вашему городу (Константинополю. — Авт.) то же, что и этому (Херсонесу. — Авт.) сотворил». Князь проявил к побежденным великодушие — не допустил грабежей, насилия, в город зашла только часть его войска.

В летописи есть мистическая запись о том, что Владимир тогда неожиданно ослеп. Священники сказали ему: «Зрение вернется, когда пройдешь обряд крещения». Так и вышло. Подобная трактовка событий летописцем подчеркивала: принятие веры являлось не столько сознательным выбором, сколько провидением Божьим. При крещении князь принял имя Василий — в честь византийского императора. В Корсунь прибыла принцесса Анна, здесь же они с Владимиром повенчались. Вернувшись домой, летом 988 года он обратил в православие киевлян.

— В каком месте это происходило?

— На Подоле — примерно там, где сейчас находится Речной вокзал. В те времена в той части города речка Почайна впадала в Днепр (за 1000 лет ее устье сместилось и теперь находится напротив Рыбальского острова). Со Старокиевской горы, где размещалось языческое капище, по Боричеву узвозу (ныне эта часть улицы называется Андреевский спуск) стащили идолов и бросили в Днепр. Князь потребовал, чтобы крещение приняло все население (по моим расчетам, в Киеве тогда жили примерно 10—15 тысяч человек). Горожанам передали его слова: «А кто не придет, врагом моим будет». Конечно, многие не хотели менять веру, наиболее преданные язычники бежали вдоль берега за плывущими по течению божествами и взывали к Перуну: «Выдыбай (то есть „выплыви“. — Авт.), Господь Боже, выдыбай!» И он якобы пристал к берегу в том месте, которое затем получило название Выдубичи.

В Киеве крещение народа прошло без серьезных эксцессов, а вот в Новгороде вспыхнул бунт. В летописи сказано, что воевода Добрыня (дядя князя Владимира) обращал новгородцев крестом, а воевода Путята — мечом. Зная, что Добрыня со священниками и войском идет в город, люди разрушили мост. Пришлось Путяте с отрядом под покровом ночи переплыть речку на лодках, захватить зачинщиков. Так удалось заставить остальных подчиниться. Недовольство среди населения было и в других городах, ведь непросто отказаться от веры предков. Это революция в сознании. Решающую роль в ее успехе сыграло то, что православие принял великий князь. Своими примером и властью он указал путь народу. В летописи сказано, что после крещения родился новый человек, познавший Бога.

Впрочем, отдельные очаги идолопоклонства существовали еще лет триста. Волхвы порой организовывали восстания, как это было в Суздале в 1024 году. И все же страна массово приняла христианство. Пережитки язычества сохранились разве что на бытовом уровне — в гаданиях, вере в приметы.

Вначале Владимир построил в Киеве деревянную церковь, которая называлась Васильевская. А в 989 году началось сооружение знаменитой Десятинной церкви — первого каменного храма на Руси. Его настоятелем стал Анастас Корсунянин.

— А до этого в Киеве была христианская церковь?

— Сохранились письменные свидетельства, что еще при князе Игоре (деде Владимира) в столице существовали христианские община и храм. Где находилась эта церковь, выяснить пока не удалось, но известно, что ее назвали в честь святого Ильи. Поэтому, вполне возможно, что она находилась примерно в той части Подола, где расположена и нынешняя Свято-Ильинская церковь.

— Известно, что до брака с принцессой Анной у Владимира было много жен и наложниц. Как он с ними поступил после крещения?

— Отпустил. У него было 12 сыновей, а сколько дочерей, в источниках не упоминается. Править Владимир стал еще в подростковом возрасте: в 15 лет по воле отца (великого князя Святослава) он поехал княжить в Новгород. В помощь ему Святослав отправил Добрыню, который с малолетства воспитывал своего племянника Владимира. Когда будущий князь вырос, дядя оставался одним из самых близких и преданных ему людей.

Через несколько лет, возвращаясь из военного похода на Византию, Святослав погиб в бою с печенегами возле днепровских порогов. На киевский престол взошел его старший сын Ярополк (Владимир был третьим по старшинству). Вскоре между Ярополком и средним братом Олегом, княжившим в Овруче (ныне Житомирская область. — Авт.) началась усобица. Во время сражения Олег погиб — упал с моста в ров. Узнав об этом, Владимир ушел из Новгорода в Швецию к своему родственнику (напомню, что династия Рюриковичей варяжского происхождения), набрал там войско, присоединил к нему новгородскую дружину и двинулся на Киев. По дороге взял Полоцк. Посватался там к Рогнеде, дочке местного князя Рогволода. Но та была благосклонна к Ярополку. В летописи написано, как она якобы высказалась по поводу брака с Владимиром: «Не хочу разути рабичича» — то есть сына рабыни. Тогда он изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей и взял в жены.

— Князь действительно был сыном рабыни?

— Сказанные со злости слова Рогнеды о матери Владимира Малуше стали основанием для такого мнения. На самом же деле оно ложное. Подтверждением этому является, например, то, что Добрыня, брат Малуши, входил в число приближенных отца Владимира — князя Святослава. Малуша была ключницей (фактически управляющей) имений княгини Ольги, а значит, имела высокий социальный статус. У сына Ольги — великого князя Святослава — и ее ключницы были любовные отношения, родился сын.

— Чем закончился поход на Киев?

— Войско Владимира подошло к городу с севера, со стороны Подола, остановилось у оборонительного рва, — продолжает Петр Толочко. — Началась осада. Защитников Киева возглавлял воевода Блуд — Владимир сумел щедрыми посулами переманить его на свою сторону. В результате Блуд убедил князя Ярополка оставить Киев (мол, силы неравные), укрыться в городке Родень, который находился в устье речки Рось. Затем воевода уговорил своего князя поехать к брату мириться. Ярополка впустили в Киев, дали возможность зайти в княжеский дворец, после чего два дружинника-варяга вонзили ему под ребра мечи.— Нельзя оценивать события более чем тысячелетней давности мерками сегодняшнего дня. Пострадал и Блуд. Предателей никогда не жаловали. Во время пира Владимир сказал Блуду: «Три дня тебя честил, а теперь судить буду как изменника своего государя». И казнил.

— Какие еще преобразования, кроме крещения страны, на счету князя Владимира?

— Он завершил начатую его отцом административно-территориальную реформу — сместил местных князей, заменив их своими сыновьями. Это способствовало консолидации государства. Владимир первым на Руси стал чеканить монеты — златники и сребреники, на которых он был изображен в одеянии византийских императоров, хотя в действительности вряд ли носил такую одежду. Вообще Русь очень многое позаимствовала у Византии. Например, в Константинополе были Золотые ворота, храм святой Софии — в Киеве они тоже появились. Христианские церкви у нас строили и расписывали по греческому образцу. Письменность для славян создали Кирилл и Мефодий, жившие в византийском городе Солунь.

На монетах Владимира есть надписи. Например, на златнике вокруг изображения князя написано: «Владимир на столе, а се его злато». На обороте размещен герб — трезубец. Важно отметить, что у династии Рюриковичей не существовало родового герба — у каждого князя был личный знак: у великого князя Святослава — двузубец, у его сына Владимира — трезубец, у Ярослава Мудрого — трезубец, центральная ветвь которого увенчана крестом…

— От одного вашего коллеги слышал, что название «Русь» — варяжского происхождения. Подтверждением этой версии является то, что финны до сих пор называют шведов «роутци» — «люди, сидящие на веслах». Выходит, основатель династии Рюриковичей князь Олег, заняв престол в Киеве, назвал государство в честь своего родного народа. Эта точка зрения является общепризнанной?

— Вот смотрите, — академик Толочко берет со стола толстую папку с надписью «Откуда есть пошла Земля Русская». — Здесь рукопись моей новой книги о происхождении «Руси». Тема эта очень сложная. Версия, о которой вы говорите, любопытна, но против нее возражают филологи — утверждают, что слово «роутци» не могло преобразоваться в «Русь». Кроме того, в Скандинавии нет рек, озер, городов с похожими названиями. А у нас таких много, например, речки Рось, Росава, Роставица. Вопрос о происхождении слова «Русь» остается дискуссионным, версий на этот счет несколько.

— А известно, как появилось название «Украина»?

— Некоторые историки утверждают, что на наших землях жило племя укров. На самом деле родина этого маленького племени очень далеко отсюда — в Палабии, на территории нынешней Германии. В летописях слово «оукраина» упоминается в смысле окраины чего-либо. Во времена казачества было несколько Оукраин — части Польши, Литвы, Покутья, Московии. Сохранился один показательный документ, в котором казачий полковник написал своему начальству: «Получил от вас приказ выступить в Оукраину, но вы не указали, в какую именно».

Названия «украинцы», «Украина» стали общепризнанными относительно недавно — в XIX веке, во многом благодаря усилиям духовных лидеров нации Тараса Шевченко, Михаила Драгомирова, Пантелеймона Кулиша, Николая Костомарова и других. На мой взгляд, нашу страну исторически оправданно называть Русь-Украина, ведь тем самым будет четко указано на связь с государством, возникшим здесь больше тысячи лет назад.

http://fakty.ua/

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (4)
Александр Лузан | 21.02.2016 17:54

Да с днем Рождения Петра Петровича. Как раз об этом на правлении Славянского комитета вчера говорили.

Владимир Коваль | 21.02.2016 17:53

Некоторые историки утверждают, что на наших землях жило племя укров. На самом деле...
---
На самом деле пошло от характерного, бытового поведенческого мировоззрения большей части проживающего на этой территории населения- "моя хата с краю,я ничего не знаю" и затем со временем выкрисстализившегося в национальную идею в виде объединительного (О)Украина или окрайнцы,т.е исповедующие самостийный способ ведения хозяйства.

Владимир Коваль | 21.02.2016 17:36

захватить зачинщиков. Так удалось заставить остальных подчиниться. Недовольство среди населения было и в других городах, ведь непросто отказаться от веры предков. Это революция в сознании. Решающую роль в ее успехе сыграло то, что православие принял великий князь. Своими примером и властью он указал путь народу. В летописи сказано, что после крещения родился новый человек, познавший Бога.
---
Чем не 2014 год нашей эры?

Сергей Сергеев | 21.02.2016 16:07

Историография - не так уж и безобидна, коль довела народ до жизни до такой!