Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Мировоззрение
Сергей Ветров
818 статей

«Красный мак» на январском снегу Киева

«Красный мак» на январском снегу Киева

11 января 1875 года в Киеве родился Рейнгольд Глиэр – композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий  первой степени, доктор искусствоведения, профессор, автор знаменитого балета «Красный мак».

  Учениками Рейнгольда Глиэра были Сергей Прокофьев и Борис Лятошинский, Лев Ревуцкий и Владимир Горовиц и многие-многие другие. По этому поводу Прокофьев однажды пошутил: «Как-то так выходит, что, кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика».

- При жизни Рейнгольда Морицевича часто донимали вопросом: «Кто же вы на самом деле, профессор Глиэр?» — рассказывает правнук композитора, профессор Уральского государственного экономического университета Кирилл Новосельский.  — В одних энциклопедиях сказано, что вы знаменитый еврейский композитор, в других — «русский композитор французского происхождения», третьи называют вас советским композитором немецкого происхождения. А родились вы в Киеве, живете в Москве, работаете подолгу на Кавказе и в Средней Азии и везде считаетесь своим!» Обычно Рейнгольд Морицевич лишь улыбался и отмалчивался. Но однажды собрал всех любопытных за столом и сказал так: «Предки мои действительно жили со средних веков и на плато Глиэр, и в Чехии, и в Саксонии, и в Польше. Но родина моя — Украина. А тому, что многие народы меня считают за своего, я рад! Гораздо хуже, когда все от тебя отказываются».

Но, как отмечает исследователь киевской старины Михаил Кальницкий, который обнаружил в Киевском городском архиве малоизвестные документы, связанные с семьей Глиэров, могло случиться так, что Рейнгольд Глиэр и не стал бы тем, кем стал, не возьми вовремя мать композитора в руки дирижерскую палочку.

- Вскоре после рождения маленького Гольдика его отец — саксонский подданный Мориц-Эрнест Глиэр, потомственный мастер музыкальных инструментов, — купил участок земли на Бессарабке по улице Бассейной, 6, — говорит Михаил Борисович.  — Построил деревянный домик с мезонином и пристройкой для инструментальной мастерской. В этом особнячке проходили детские годы будущего композитора, его сестры и двух братьев. Вскоре в усадьбе Глиэра выросли новые жилые корпуса, магазины, конюшни, каретный сарай, появился фруктовый сад.

Однако благосостояние семьи оказалось непрочным. Отец пристрастился к спиртному, забросил свое ремесло и наделал много долгов. И мать Гольдика — Юзефа Глиэр совершила невозможное: добилась, чтобы ее признали опекуншей над имуществом мужа. Для ликвидации долгов усадьбу продали с публичного торга, причем купил ее тесть незадачливого мастера варшавский гражданин Викентий Корчак. Благодаря энергичным усилиям любящей матери семье удалось избежать катастрофы. Рейнгольд Глиэр получил возможность спокойно окончить Киевское музыкальное училище, а затем поступить в Московскую консерваторию.

О талантливом композиторе заговорили, когда юноша еще был студентом. Его сочинения слушали в Москве, Вене, Берлине, Гамбурге… Но Киеву свою музыку Рейнгольд представил сам, организовав с двумя товарищами-киевлянами концерт из собственных сочинений. Этот эпизод сыграл решающую роль, когда в 1914-м проходили выборы директора консерватории, открытой годом ранее на базе Киевского музыкального училища. Были выдвинуты две кандидатуры: профессора Пухальского, многие годы возглавлявшего музыкальное училище, и уже известного композитора Глиэра. Большинство присутствующих отдали голоса Пухальскому. Но профессор попросил ученый совет провести повторное голосование, чтобы избрать… Глиэра, поскольку «Рейнгольд не только прекрасный музыкант, но и великолепный организатор». Ученый совет не посмел отказать уважаемому педагогу, и директором консерватории стал Глиэр.

Руководить Киевской консерваторией Рейнгольду Морицевичу выпало в самые страшные годы. Началась Первая мировая война. Опасаясь оккупации, правительство эвакуировало учебные заведения из Киева. Консерваторию перевезли в Ростов-на-Дону, откуда она вернулась в 1916-м.

- В годы гражданской войны, чтобы сохранить консерваторию, Рейнгольду Морицевичу пришлось бороться со всеми властями, которые только были в Киеве, — говорит заместитель директора Государственного киевского высшего музыкального училища имени Глиэра, генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица Юрий Зильберман.  — В 1918 году бомба разворотила стены консерватории, здание нужно было немедленно ремонтировать. Студентов силой забирали в армию, отбирали у преподавателей жилье…

Глиэр бесконечно обращался к властям, прося освободить учащихся от солдатчины и принудительных работ, вернуть жилье преподавателям. И самое удивительное — его просьбы удовлетворялись! Глиэр даже добился, чтобы студенты и преподаватели получали продовольственные пайки. Как ему это удавалось? Ведь не унижался же! Я читал эти прошения — они полны достоинства. Каждой власти Рейнгольд Морицевич пытался доказать, что Киевская консерватория — это достояние города, поэтому нельзя ее губить.

Однако было бы неверно думать, что Глиэр был погружен только в жизнь вверенного ему учебного заведения. Когда в 1918 году Киев потряс взрыв оружейных складов на Зверинце, унесший десятки жизней и лишивший крова сотни семей, Рейнгольд Морицевич на следующий же день организовал концерт в пользу пострадавших от катастрофы.

В городе бушевали войны и революции, а композитор не прекращал творить. «Самые трудные симфонии легче и приятней писать, чем быть директором консерватории», — признавался он. Поэтому, когда в 1920 году Рейнгольда Морицевича пригласили занять место профессора в Московской консерватории, он согласился, надеясь, что там сможет больше сочинять.

Важнее творчества для Рейнгольда Морицевича была только его большая семья — пятеро детей!

- Моя бабушка Лия Рейнгольдовна часто вспоминала, как за советом по любой проблеме, будь то заноза в пальчике или решение выйти замуж, дети шли к Рейнгольду Морицевичу, — продолжает правнук композитора Кирилл Новосельский.  — Что бы ни случилось, он никогда не выходил из себя, усаживал собеседника напротив и говорил: «Ну, давай искать выход».

- А вы помните своего прадедушку?

- Я успел застать всего несколько месяцев его жизни. И, конечно, ничего не помню. А вот прадедушка не только видел меня, но и дал имя. Сразу же после моего рождения Рейнгольду Морицевичу принесли записку из больницы: «Поздравляем! Родился Никитка». Первый его правнук, представляете? Обрадовался, конечно, но, увидев имя, помрачнел: «Это в честь Хрущева, что ли? Сегодня он — все, а завтра — никто. А моего правнука потом ребята во дворе дразнить будут? Пусть будет Кириллом». На том и порешили.

- Но к вещам Рейнгольда Морицевича вы хотя бы успели прикоснуться? Ведь после его смерти почти все ушло в музеи Москвы…

- В детстве я жил в квартире прадедушки, спал на его диване, делал уроки, сидя в его кресле… Все это и сейчас хранится в доме моей мамы — Сэнты Викторовны Глиэр. Кстати, она единственная среди потомков композитора профессиональный музыкант, руководитель детского музыкального коллектива. Многие вещи бабушка действительно передала в архивы и музеи, а вот самую дорогую для Глиэров вещь — небольшую картину, на которой изображен дом на Бессарабке, никому отдавать не собираемся! В 70-е годы прошедшего века мы с бабушкой специально приезжали в Киев, чтобы отыскать этот дом. Долго бродили по улице Бассейной, но бабушка не смогла даже примерно показать мне место, где находилась усадьба, — так все изменилось!

- Уже несколько поколений потомков Рейнгольда Морицевича живут в Москве. С Киевом вас что-то связывает?

- Главное, что нас с бабушкой связывало с Киевом,  — это дружба с учеником Рейнгольда Морицевича Борисом Николаевичем Лятошинским и его семьей. Зимой они часто гостили у нас в Москве, а лето мы все вместе проводили на даче Лятошинских в Ворзеле. Киев нас тоже не «забывал»: несколько раз в год к нам наезжал с деловыми визитами преподаватель Киевского музыкального училища имени Глиэра Николай Кузьмин. Он собрал и подготовил уникальные материалы о родословной Глиэра, о его жизни и творчестве. Однако бабушка, прочитывая все, была очень строга: «Папа так поступить не мог! Исправьте!» — «Но, Лия Рейнгольдовна! У меня же документы», — не сдавался Николай Иванович. Так обширный труд до сих пор лежит неопубликованным. А жаль…

http://fakty.ua/

И ещё о музыке этого дня, 11 января. В этот день 1866 года Илья Чайковский пытался в письме убедить своего сына Петра бросить занятия музыкой и заняться правом. «...Похвальна твоя страсть к музыке, – писал отец будущему великому композитору, – но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд бывает долго-долго спустя. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь со страстью, он только нажил серебряные волосы, а не серебро. «Юдифь» он работал 14 лет, да столько же «Рогнеду», а что выработал? Славу, ценой в 1500 рублей в год, пока жив, то есть: едва-едва хлеб насущный... Глинка умер бедняком, да и прочие наши таланты недорого оценены. Кто знает твою игру и прочие музыкальные способности, тот и без Рубинштейна тебя оценит, плюнь ты на них – и снова займись службой... Я все-таки советовал бы тебе придерживаться юстиции...»
Петр Ильич не внял отеческим советам, иначе мы никогда не услышали ни его «Евгения Онегина», ни «Щелкунчика», ни «Лебединого озера», не 1-го фортепианного концерта, ни других произведений музыкального гения. Благо у Чайковского нашелся и богатый покровитель – Надежда фон Мекк… Но это уже другая история… 

Гольдик

Более 60-ти лет вместе

Киевский институт музыки имени Глиэра

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)