Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Мировоззрение
Сергей Ветров
818 статей

«Не иди впереди ученика, не всегда он пойдёт за тобой. Иди рядом…»

«Не иди впереди ученика, не всегда он пойдёт за тобой. Иди рядом…»

Диана Житняя стала для меня и моих коллег открытием на прошедшей международной летней школе «Черноморский тьюторский университет» (ЧУТ), организованной «Украинским выбором» и общественными педагогическими организациями Украины и России. Нет, мы давно знакомы, встречаемся на различных педагогических тусовках, участвуем в общих проектах. Но сама программа ЧУТа, особая атмосфера, люди, собравшиеся здесь, создали необыкновенно насыщенное и «прорывное» пространство, в котором вдруг…

Это «вдруг», состоявшееся в августе на берегу Чёрного моря под Одессой, было задумано ровно год тому назад, когда в Геленджике Межрегиональная тьюторская ассоциация России, возглавляемая Татьяной Ковалёвой, провела первый Тьюторский университет. Мне, участнику той встречи, идея показалась очень интересной и продуктивной, и в итоге было принято решение провести очередной российско-украинский ЧУТ на Украине. Последние несколько лет мы, участники общественно-педагогического движения, активно занимались в Украине просветительской работой: десятки педагогических форумов и фестивалей, конференций и мастер-классов как украинских, так и российских специалистов – о переходе к общественно-государственной модели управления образованием, о духовности, инновации, индивидуализации, тьюторском сопровождении. Пока тьюторство в Украине, в отличие от России, не является частью образовательных программ. Ни в одном официальном документе вы не найдёте слово «тьютор». Но вот во время недавней встречи с одним из руководителей Министерства образования и науки Украины прозвучало: «Мы понимаем важность принципа индивидуализации, готовим соответствующие документы… Правда, нам не очень нравится слово «тьютор». Ищем другое слово. Возможно, помощник учителя…»

Вот она точка ложного поворота! Тьютор – это новая педагогическая позиция, которая стала востребованной в изменившейся жизни. Много было уже сказано, что жизнь за последние два десятка лет стала качественно иной (смотрите материалы на странице проекта "Образование – задача общества, а не государства"), традиционная система образования стала неэффективной. Новой, быстроменяющейся жизни нужна новая – иная – система образования. Важно в этой ситуации найти ключевое звено, за которое надо потянуть. Такое звено – замена принципа индивидуального подхода (все дети разные, всех надо учить по-разному, но одинаковой для всех программе) на принцип индивидуализации (каждому свою индивидуальную образовательную программу в соответствии с его природными способностями и талантами). Никакого министерства, никакой Академии педнаук не хватит, чтобы для каждого ученика или студента подготовить индивидуальную программу. Но выход есть. Необходимо образование сделать открытым, сделать ресурсом обучения по сути весь мир (благодаря Интернету это стало реальностью) и дать право и возможность каждому строить свою программу. Но в этом случае рядом с учеником должен быть специалист, который поможет в огромном мире образования составить свою ресурсную карту, свою траекторию, пройти свой индивидуальный маршрут. Традиционный учитель не сможет выполнить эту функцию, у него другая задача – дать знания. Задача тьютора – помочь оформить заказ на нужное знание, помочь сделать это знание своим.

Мне задают вопрос: где же найти столько тьюторов? Вопрос решается путём перераспределения ресурса, в том числе кадрового. Условно всех педагогов разделить на две группы: одна в роли тьюторов выявляет и сопровождает познавательный интерес ученика, другая в роли учителей удовлетворяет этот интерес. Все дети от природы любознательны и талантливы в определенной области. Школа просто убивает эти таланты, втаскивая всех на одно прокрустово ложе обязательной и явно устаревшей программы. Учить детей, в которых пробужден их природный талант, гораздо проще и легче. Их не надо тянуть. Они идут сами, порой опережая учителя.

Всё это не мечты, а «суровая объективная» реальность, показанная в отдельных конкретных как российских, так и украинских школах. Желающих можно свозить и показать. Вам куда ближе ехать: в Киев, Москву, Одессу, Чебоксары, Донецк, Волжский, Днепропетровск, Харьков, Кривой Рог, Запорожье, Винницу, Ужгород, село Сахновку на Черкасчине или село Хорошее на Днепропетровщине? Руководят этими школами чаще всего члены Украинского педагогического клуба, партнёра «Украинского выбора». Руководят, несмотря на бюрократизм и неэффективность системы образования, являясь точками прорыва в новое образование, в завтрашний день.

Ну а что же Диана Житняя, молодой киевский педагог, получившая приглашение от «Украинского выбора» принять участие в Черноморском университете тьюторства? Вот её рассказ об увиденном.

«Мама – педагог, бабушка – педагог, еще и я каким-то чудом пролетела через педагогический вуз. Работаю в образовании. Вернее над образованием. Или даже «с» образованием. Вокруг сплошные педагоги, образователи. А тут вот довелось еще и с тьюторами познакомиться. Та еще компашка!

Начало августа ознаменовалось очередным моим Университетом – на этот раз Черноморским тьюторства. Слетелись под Одессу великие тьюторы со всех просторов, было много России, был Казахстан (всегда радует) и мы, украинцы, со своим багажом. И целую неделю мы на бешеной карусели вертелись и думали «друг об друга» – про роль тьютора в образовании, про его инструментарий, про границы его деятельности, про смыслы его работы. В карусели ты мог выбирать себе свою «лошадку» – то ли ты тьютор (а посему сопровождать тебе образовывающихся), то ли ты тьюторант (тогда создавай свой индивидуальный маршрут), а то ли ты эксперт (и здесь ты в ответе за тех, кого приучил).

Мне нравился этот темп, разные остановки и активности на протяжение дня:

·       экспертизы, на которых вкушаешь опыт других людей и соотносишь его с тем, что сам делаешь;

·       работа проектных групп, в которых создаешь еще не созданное, осмысляешь в рамке будущего, творишь по сути;

·       тьюториалы, на которых общаешься со своим тьютором, глаголишь ему цели свои, прописываешь ресурсные карты, обозначаешь индивидуальную свою образовательную программу (ИОП);

·       вечерние семинары-лекции-думания экспертов, которые открывают потолок и позволяют думать уже стратегически;

·       личные беседы, знакомства, посиделки с гитарой, обмен опытом – все, что позволяет тебе узнавать о другом, об ином (еще ценнее), утверждаться в своем деле, конкретизировать ИОП, думать о будущем и радоваться перспективам;

·       уникальный формат обучения и взаимодействия – «Свободный перекресток»: все, кто хотел еще что-то рассказать, чем-то поделиться, чего-то узнать или просто заявить о себе – шли по указателям туда, где можно было удовлетворить свои амбиции. Весь день в несколько линий мастер-классы, презентации, экспертизы.

Свои меркантильные цели на ЧУТе я реализовала, сформировав видение построения тьюторской модели в частной школе «Персоналитет», которую мы сейчас с моими коллегами воздвигаем. Результаты, в общем-то, продолжают меня продвигать и по сей день. В нашем летнем лагере мы успешно (более чем!) внедрили «Свободный перекресток», дети обучали детей, дети были спикерами, дети были в восторге! У нас, кроме этого, проходят тьюториалы и ведутся персональные дневники, в которых ребята фиксируют свою образовательную траекторию. В общем, мысль побежала и стала продуцировать вкусную реальность!

Но есть еще один результат, который я считаю основополагающим и главным, поскольку он позволяет быть другим достижениям и горизонтам. Я смогла ответить себе на вопрос «Почему я тьютор?», то есть почему я ДУМАЮ, что я тьютор? Для этого мне довелось проделать хорошую мыслительную работенку, наблюдать и фиксировать, спрашивать, узнавать, раскапывать, анализировать... В итоге в моей голове вырисовался герой (как герой фильма) с весьма определенными характеристиками, его целостный образ:

·       я СО-провождаю учащегося на его пути к человеку образующемуся, я задаю ему не только вопросы «куда?» и «чем?», но и «зачем?» и «для чего?», пытаясь столкнуть его со смыслами, которые он должен отыскать в своих действиях или мыслях;

·       отыскать СЕБЯ в СЕБЕ! И в окружающем мире. А для этого я, тьютор, помогаю видеть и описывать себя и мир и, как следствие, понимать, строить картину мира;

·       я собеседник, я слушатель: проговаривая, осмысляешь, поэтому так важно стать для учащегося (образующегося) зеркалом, ресурсом, об который он может подумать, стать умножителем его уверенности, ясности мысли, понимания своих шагов;

·       и основание: я по-настоящему заинтересована в своем спутнике (!). Эта работа совпадает с моим интересом – помогать людям становиться осознанней.  И для меня каждый образующийся – это не подопечный, это мой личный проект, творение, с которым мне сейчас посчастливилось быть рядом, а значит я могу ему быть полезной, я могу ему дать инструменты эффективной ходьбы, и еще многое чего могу дать – мы это выясним в процессе пути.

Сформировавшийся образ тьютора – поскольку был рожден в моей голове в результате личных переживаний и наблюдений – одарил меня радостью и ясностью. Данное описание не претендует на подлинность или научную точность. Оно помогает мне получать реальные результаты и быть уверенной в своих тьюторских действиях и их смыслах. Это ли не было моим персональным продвижением в результате ЧУТа?

Вокруг педагоги, тьюторы, образователи.. Сейчас таких развелось.. Я работаю с образованием. Я этим горжусь и считаю, что могу быть достойна этого. И люди на ЧУТе тоже так говорили. Только не вслух. Но я ж слышала…»

После подписания договора о сотрудничестве между украинскими и российскими педагогами.  

Президент российской тьюторской ассоциации Татьяна Ковалёва.

Идёт заседание международной педагогической школы. 

Диана Житняя

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (9)
Сидор Сидоров | 23.08.2013 11:08

Я очень извиняюсь, конечно, но если "все талантливы", откуда столько тупых? Проблема явно не исчерпывается педагогическими изысками.

Наталья Нан | 22.08.2013 21:13

Не думаю, что домашнее обучение поможет детям лучше учиться. Может, стоит подумать о том, как сделать школьную программу более легкой.

Да домашнее обучение 99% не поможет. Но надо не облегчать программу, а делать уроки интереснее. Вспомните себя в школе, и какие предметы лучше запоминались и как преподаватель вел урок...

Ирина Лабушева | 23.08.2013 19:50

Я с вами согласна. Облегчить школьную программу- не вариант, у нас и так с каждым годом уровень образования падает, а вот сделать уроки интереснее точно поможет в этой проблеме. Ведь даже, если вспомнить себя в школьные годы, то методика преподавания у учителей отличалась друг от друга и кого-то было интересно слушать, а кого-то нет

Ирина Ревина | 22.08.2013 19:29

ох не верю я в женские сообщества

Сидор Сидоров | 23.08.2013 11:06

О да !! ))))

Елена Крылова | 22.08.2013 17:18

Судя по описанию автора, все было организовано на высшем уровне, и возможностей для общения и дальнейшего развития у всех участников было достаточно.

Виктор Старцев | 23.08.2013 13:43

Именно этого хотели организаторы. Как видим, то у них это и получилось. Тем более, что участники видим были довольны!

Кристина | 22.08.2013 16:03

Конечно, прогресс в обучении не имеет права стоять на месте, главное чтобы тьюторство в пользу пошло.