Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Мировоззрение
Сергей Ветров
329 статей

Общество потребления

Общество потребления

Редакция газеты «Образование страны» подготовила для читателей сайта обзор своей рубрики «Важные книги». Каждый день с 26 мая по 3 июня мы будем знакомить вас с материалами этой рубрики газеты. Можно рассматривать это как серию мастер-классов известных авторитетных специалистов, раскрывающих суть нашего времени…

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Редакция продолжает знакомить читателей с произведениями

мыслителей,которыесистемно анализировали тенденции современного мира.

Сегодня мы рекомендуем книгу известного французскогофилософа

Жана Бодрийяра (1929–2007) «Общество потребления», написанную им в 1970 году.

 

Для того чтобы понять как формировалась мысль одного из самых известных представителей философии постмодернизма, необходимо представить хотя бы основные штрихи его биографии. Жан Бодрийяр родился 20 июня 1929 года во французском городе Реймсе в крестьянской семье. В школе и потом в лицее он получил первые познания в философии.

После окончания университета Бодрийяр начал работать преподавателем в школе, но, поскольку учительская карьера не была предметом его интереса, вскоре он перешел на должность сотрудника одного из издательств и несколько лет занимался переводами Б. Брехта, К. Маркса и Ф. Энгельса на французский язык.

Получив степень доктора философии, он в течение нескольких десятков лет преподавал Нантеррском университете в Париже. Бодрийяр участвовал в левом движении, однако с недоверием относился к французской коммунистической партии…

В последние годы жизни он много писал на злободневные темы и до самой смерти оставался в центре интеллектуальной жизни.Оригинальный философский дискурс Бодрийярапредставлял из себягиперкритицизм – тотальную сверхкритическую критику.

Следует отметить, что философ «ставит диагноз» только западным высокоразвитым индустриальным странам и не рассматривает весь мир с точки зрения диалога различных культур. Практически все написанное мыслителем относится в первую очередь к ситуации на Западе.

Книгу «Общество потребления» Жан Бодрийяр создал в конце 60-х  как идеальную модель существования в обществе потребления, то есть бытия в мире вещей и людей, ставших знаками,  и бытия, таким образом, вполне виртуального.

Устойчивый экономический рост 60-х годов породил в западном обществе эйфорию. Правда, и тогда не все верили в то, что современные технологии обеспечат удовлетворение потребностей любого и каждого. Уже тогда иные возражали резонно: и сыр в этой новенькой мышеловке не бесплатный, и сама мышеловка довольно тесная.Студенческие волнения мая 1968 года в Париже, такие внезапные и такие бурные, подтвердили это. На белых одеждах общества потребления, этой осуществленной идиллии, появились первые неприличные пятна.

Что такое пресловутое общество потребления, автор говорит на первой же странице (и, возможно, вполне на века): «Обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа». В духе постструктурализма, Бодрийяр называет эти потребности «знаками» социального статуса и модуса вивенди.

Во-первых, Бодрийяр развенчивает миф об обществе потребления как обществе изобилия. О каком таком изобилии может идти речь, если подавляющее большинство его членов ощущает вечный, неутолимый голод потребителя, ведь нужно непременно купить то и то, съездить туда и туда, быть в курсе того и того, чтобы «соответствовать», то есть быть конкурентоспособным и успешным членом общества, а не лохом, лузером, отстоем, «селом».

При всем своем внешнем богатстве общество потребления алчет и жаждет, и насытиться ну никак не может просто по определению, потому что само же, как тело – экскременты, производит все новые и новые потребности (в виде моды, гаджетов и т. д.), – чтобы производство, это сердце стальное, золотоносное, не смело остановиться! Само общество питает этот голод, подчас обманывая себя, подхлестывая его все новыми имиджевыми играми, захламляя планету отходами, заставляя расточительно выбрасывать еще совершенно пригодные к употреблению вещи,  во имя эйфории потребления. Эйфории, похожей на гонку белки в колесе и на аппетит тяжелого диабетика.

Во-вторых, неумолимый француз развенчивает основную социальную идею апологетов общества потребления, согласно которой насыщение товарами, изобилие приведет к социальному равенству. Общество потребления не может существовать без опережающего роста потребностей, который обеспечивается как раз наличием социального неравенства. Без «верха» и «низа» не было бы движения кровотока. Правда, верх, элита общества потребления, – не только и даже не столько просто богатые люди, сколько люди, в наибольшей степени обладающие главными конвертируемыми валютами общества потребления, а именно: властью, знаниями, культурой и информацией. Именно они задают тон в потреблении, диктуют моду, а уже за ними (никогда, впрочем, не догоняя) следуют средние и низшие слои общества.

Уже само воспитание в семье закладывает неравенство потребления благ, их качества: одни читают комиксы, другие штудируют классиков, одни ходят на футбол, другие – в оперу, одни дышат миазмами мегаполиса, другие в постели слушают соловьев. И, наконец, одни, высунув язык, несутся за модой, а другие небрежно ей не следуют.

На смену нескромной роскоши нуворишей приходит демонстративная скромность аристократов. И вот тут-то тончайшие оттенки и особенности в стиле потребления служат надежным дресс-кодом, консолидируют «своих» и отсеивают «чужих». Если всего вроде вдосталь и даже более того, рафинированная публика придумает новый ход, чтобы не смешиваться с толпой, ведь в тотальном обществе потребления только элита имеет реальное право на индивидуальность. Так, самая известная французская модель (дочь маркиза) душится парфюмом, который уже 20 лет как снят с производства. В сундуках бабки она его, что ли, находит?..

В-третьих, Бодрийяр указал, что общество потребления есть общество социального сговора, члены которого (сытые по-разному, но всё же сытые и достаточно защищенные) вовсе не хотят потерять свой статус в принципе. Почему априори и склонны к конформизму. Никто не хочет, чтобы этот уютный кокон разрушился, поэтому при всей гласности и демократической склонности покричать, в принципе, они будут сквозь пальцы смотреть на очевидно несправедливые, но полезные для процветания западного общества вещи,  например, на войну в Ираке или на политику двойных стандартов в отношении Косово.

В-четвертых, Бодрийяр настаивает, что именно сведение действительности к ее знакам позволяет затем выстраивать из этих знаков-ярлыков совершенно другую, удобную для ленивой души реальность. Вспомните: ежевечерне в новостях репортажи с полей сражений и катастроф чередуются с безмятежной рекламой «Колгейта» и колготок.

Говоря о рекламе, Бодрийяр затрагивает темы культа тела и сексуального освобождения. Проявления культа тела он отмечает в пропаганде массового спорта, в рекламе косметической продукции и средств ухода за телом, в мании здоровья, сопровождающейся неслыханным ростом использования лекарств и различных медицинских услуг. Культ тела свидетельствует о том, что тело в наше время заняло место души. Из всех объектов потребления самым прекрасным является тело. Причем культ тела относится не к реальному телу; в рекламе и прочих СМИ мы имеем дело с телом-товаром, человека приглашают ухаживать за своим телом, так как его красота, идеальные пропорции и ухоженность составляют знак престижа.

Увы, в-пятых, Бодрийяр (как человек честный) вынужден констатировать, что такая почти идеально сбалансированная социальная система подвержена коррозии, в первую очередь, психологической. Члены «счастливого» общества потребления пребывают в состоянии хронического стресса.С одной стороны, из-за жестокой конкуренции внутри этого общества (нужно, кровь из носу, всегда «соответствовать, чтобы не потерять»); с другой – из-за все более ощутимого давления извне, со стороны всех этих, которые не вписались или (и) «понаехали»…

Отсюда у среднего европейца чувство вины и незащищенности, что позволяет бомжам и неграм Парижа вести себя так, словно они все здесь давно скупили.

Жесткость, функциональность подхода к телу и человеческим отношениям в обществе потребления порождают протест, тоску по утраченной человеческой теплоте. И общество воспринимает эту потребность и отвечает на нее, насаждая официально отношения общественной заботы. Повсюду поощряется способность к коммуникации, умение найти общий язык с окружающими: «…потребителю вменяется обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению.Общество потребления (поБодрийяру, во всяком случае) заменяет реальные человеческие отношения дежурными чисто «знаковыми» улыбками, симуляцией заботы о вас (задушевный шепоток слогана:«L’Oreal, Париж, – ведь ты достойна этого!..»). 

Вот где корни печальной статистики самоубийств в благополучнейшей тихой Швеции. Вот где причины вспышек индивидуального и массового вандализма в Дании или Штатах…

В конце 60-х французский мудрец накаркал: «Мы ждем грубых нашествий и внезапных разрушений, которые столь же непредвидимо, но очевидно, как в мае 1968 года, разобьют… сплотившийся было вокруг нас теплый кокон». Современность подтверждает его слова…

Валерий Бондаренко (статья печатается в сокращении)

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (17)
Марьяна Коровай | 02.06.2016 20:47

Интересная публикация. Спасибо!

Сергей Сергеев | 30.05.2016 15:56

Упоминаемый в статье роман - знаменитая коммунячья страшилка, даже название которой преданные коммунякам писаки превратили в имя нарицательное, и пугали им 20 лет! А между тем - любые рыночные взаимоотношения имеют первенство потребителя над производителем: потребитель - всегда прав! А описанные в романе мучения потребителя сходны с мучениями "буриданова осла". Тем самым коммуняки противопоставляли "общество потребления" его аккуратно не упоминаемому антиподу - "обществу неудержимого производства", построенному в СССР. Писаки же - тщательно замалчивали и о существовании немарксистского определения: "Цена - денежное выражение ценности".
Однако же сам автор концепции и дал ответ на все сомнения: "На смену нескромной роскоши нуворишей приходит демонстративная скромность аристократов."

Юра Касьян | 30.05.2016 17:00

комуністи вміли стращати, і тому на пост радянському просторі такі проблеми зі сферою обслуговування - хамство, халатність...

Доктор Время | 30.05.2016 12:41

Кругом одни потребляки. Наступила эра хуторов. Только так Украина сможет возродиться. Об этом еще Кулиш писал: хуторная Украина спасет загнивающую цивилизацию.

Во,ичо один плинтусник.Уже до тебе такого умного,но содной и той прямой извилиной здеся ребята поупражнялись в Окраймояхатность - как национальное мировоззрение

24.01.2013 http://vybor.ua/article/Mirovozzrenie/okraymoyahatnost-kak-nacionalnoe-mirovozzrenie.html
---
Сидддор Каббачков,а ты какого мнения на сей счет?Да,кстати,а оно это мнение у тебе есть али ты как се му-му?.

Андрей Бовин | 30.05.2016 12:33

Понятно, что опыт четырехмиллионной Боснии и Герцеговины вряд ли можно один в один скопировать для сорокамиллионной Украины, однако опережающее изучение этого опыта вполне может принести немалую пользу. Общественный законопроект о защите прав заявителей, аналогичный боснийскому, сейчас проходит экспертное обсуждение и вскоре вполне может стать основой для вполне качественной законодательной инициативы - и, если реформы не будут свернуты из-за равнодушия и усталости общества, будет готов к тому моменту, когда он действительно понадобится.

Аврелий Фейкин | 30.05.2016 12:45

Общество потребления и коррупция как связаны?

Напрямую.Само потребление и порождает коррупцию,так как просходит материальное расслоение народу,что и есть прямой причиной коррупции.

Если с корупцией сразу не дошло,то вот и полсушай Миху Волгина про коррупцию или вернее ее корни:" В окружении товаров и меновых стоимостей человек сам является не чем иным, как меновой стоимостью"

Меновая стоимость и есть причина коррупции и поэтому пока существует эта политэконом категория,до тех пор будет существовать и производная ее-коррупция.

"общество потребления есть общество социального сговора, члены которого (сытые по-разному, но всё же сытые и достаточно защищенные) вовсе не хотят потерять свой статус в принципе. Почему априори и склонны к конформизму."
------------------------------
Конечно же, сытый и защищенный олигарх у власти не продаст свою конфетную фабрику, даже если 40млн его об этом попросят и даже если будут верить в эту утопию

Миха Волгин | 30.05.2016 11:32

Автор даже не упомянул огромное влияние Маркса на формирование взглядов Жана Бодрийяра.

" В окружении товаров и меновых стоимостей человек сам является не чем иным, как меновой стоимостью"

...его интереса, вскоре он перешел на должность сотрудника одного из издательств и несколько лет занимался переводами Б. Брехта, К. Маркса и Ф. Энгельса на французский язык.
--
Как видишь выбор был не случаен и соответствовал его интересам.А занятие переводами поневоле формируют у человека определьные взгляды,в т.ч и переводимых авторов.

Никита Василько | 30.05.2016 11:32

Почему в стране победившего майдана, халявного общества потребления, такое огромное количество косноязычных лжецов, взяточников, уголовников, дураков, которые хорошо умеют только врать, украсть, своровать, развести лоха, мародерствовать?

Владимир Коваль | 30.05.2016 09:58

но где само потребление потреблено в форме мифа».
--
Василю Козаренко.Вот видишь ты не отстаешь от Бодрийяра(которого ты скорее всего не читал),введя свое "потребление потребляемости информации".
Сиддорру Кабакову.Вотвишь какие личности у нас на сайте околачиваються,а ты...

Не , не читаль. Чесно.
А на истребителя ты зря гонишь. Ты сам виноват, так шо Сидор прав.

Нон стоп музыка.Ты чего откахывешься от (с) на "Потребление потребляемости..?"