Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Персоны и личности
Сергей Ветров
818 статей

Кисин, который собирает команду на Луну

Кисин, который собирает команду на Луну

4 апреля 1933 года в Хабаровске родился Виктор Борисович Кисин — кинорежиссёр, педагог. Кандидат искусствоведения (1981). Профессор (1995). Заслуженный деятель искусств Украины. Член Национального союза кинематографистов Украины.
В 1959 году Виктор Кисин окончил Киевский государственный институт театрального искусства имени И.Карпенко-Карого, где преподавал с 1965 года.

Работал в театрах Одессы, Симферополя, Киева.

К работам Виктора Кисина относятся первый видеофильм «Без сенсации» о шахтерских забастовках в Украине, первый игровой видеофильм «Весенний день тридцатое апреля», первый телевизионный игровой фильм «Фауст и смерть».
В свое время фильм Виктора Кисина «Последний довод королей» был высоко оценен президентом США Р.Рейганом. В фильме скрупулезно проанализирована анатомия политического события и сделано это образными средствами телевидения. Умер 4 сентября 1997 года в Киеве.

За свою жизнь Виктор Борисович Кисин успел получить звания заслуженного деятеля искусств, профессора. Но самым ценным был титул Учителя и Мастера, создателя уникальной, единственной в своем роде "школы Кисина". И когда говорят, что нет незаменимых, хочется спросить: "А Кисин?"... 

Все, кому не называешь это имя, сразу же улыбаются и как бы "переходят" на волну его ауры. Его имя в телевизионном мире стало просто легендарным: каждый новый курс студентов – будь то в театральном или в Институте кино и телевидения, с первых дней сопровождает магическое "как сказал бы Кисин…". Хотя сам Виктор Борисович от этого был бы не в восторге – он не любил официоза и шума. 

Вообще, о Кисине можно сказать, что он уже родился режиссером. Он всегда и везде был душой и любимцем общества – наверное потому, что сам обладал этим уникальным даром  любить людей. Юноша с киевской улицы Саксаганского без проблем поступил в московское театральное щепкинское училище. Но вскоре "ослушался" и снялся в фильме "Аттестат зрелости" (в котором дебютировал и Василий Лановой), что тогда было наказуемо. Пришлось уйти из училища и поступать в киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. Безусловно, у него были мощные учителя: в Москве – Мария Кнебель, ученица и соратница Станиславского, а в Киеве – Михаил Верхадский, ученик и актер Леся Курбаса. И потому Виктор Борисович честно называл себя "человеком, к которому притронулось живое дыхание этих двух гениев мирового театра" и ощущал себя "корреспондентом потерянной традиции". Тогда же состоялась его встреча с еще очень юным телевидением – Кисин стал ассистентом режиссера и "заболел" этим новым делом (как оказалось, навсегда). Потом работал режиссером в театрах Одессы, Крыма и местного ТВ. Возвратившись в Киев, был режиссером телевидения, руководил театром-студией киноактера. А еще обожал городские массовые постановки с тысячами участников.

Его сердце всю жизнь разрывалось между театром и телевидением. Но так как последнее тогда было непаханной целиной, то он чувствовал себя таким целинником. Виктор Борисович знал о телевидении практически все и умел его "подать", как новое самостоятельное искусство, причем, прежде всего, художественное. И, думаю, что при нем киношники не смели бы сегодня так цинично "катить бочку" на ТВ, говоря о его "третьесортности" (хотя именно телевидение многих из них кормит в прямом смысле слова). И когда говорят, что с Кисиным связано слово "впервые", то имеется в виду не только его ноу-хау – первое профессиональное телеобразование, но и первые находки в практике телепроизводства. Это сегодня на компьютеризированном ТВ все, вплоть до крутых виртуальных заморочек, элементарно сделает техника, а в 60-е все нужно было изобретать. И Виктор Кисин был из тех первых больших выдумщиков и экспериментаторов, работающих в прямом эфире (другого режима просто не было), обожая этот, ни с чем несравнимый, телеадреналин. В его программах в живом эфире использовалось одновременно несколько видов техники на многих объектах, и чувствовал он себя, как рыба в воде. Сегодня весь киномир поражается фильму Александра Сокурова (который тоже начинал на ТВ) "Русский ковчег", снятому одним девяностоминутным кадром. А Виктор Кисин с оператором Юрием Федоровым уже тогда на примитивнейшей технике в телеспектакле "Лавина" применили этот прием. Итак, в 1965 – постановка первого украинского игрового телефильма по пьесе Левады "Фауст и смерть", в 1974 – первый в Украине художественный видеофильм "Весенний день тридцатое апреля". 
Его интересовали шаманство, цирк, природа детского творчества. Так, его дипломница из Монголии предложила свою национальную тему, которая очень увлекла Виктора Борисовича – о шаманах Дархадской земли. В результате был снят уникальный фильм. Когда сегодня его смотришь, оторопь берет: как авторам удалось проникнуть в "святую святых", можно сказать запредельность! Только он, со своим человеческим обаянием и органичностью, мог войти в доверие к всевидящим шаманам. Кисин был своим и для циркачей в фильме "Браво, бравушки", и для девочек из школы Дерюгиных в "Звездах на горизонте", которых он снял на тренировке со свинцовыми браслетами на ногах. Режиссеру Кисину было важно показать не праздничную, а "потную" сторону красоты –через что проходят эти дети, чтобы потом так легко "порхать". А рядом с этим – первый публицистический фильм о шахтерских забастовках "Без сенсаций". В начале фильма, снятого в 1988 году, звучит спокойный голос Кисина, человека с обостренным чувством справедливости, который обращается к бастующим шахтерам Павлограда: "Мы хотим снять видеофильм, который был бы сделан от вашего имени. Вот ваш оператор и ваш режиссер". И все. Стена недоверия рухнула, и пошел потрясающий даже спустя 15 лет видеодокумент-обвинение с авторским выводом Кисина: "Эти люди строили социализм, и вот что социализм построил для них!". И тут же, несмотря на напряженные съемки, он умудрился организовать "Шахтерское ТВ", которое до сих пор благополучно существует в Павлограде. 

"Наверное, в СССР что-то происходит новое, если делают такие фильмы", – это президент США Рональд Рейган сказал о телефильме "Последний довод королей" (по роману Нибела и Бейли "Семь дней в мае"), снятом в Киеве. Двадцать лет тому назад этот фильм словно предсказывал риск и перерождение либеральной демократии, свидетелем чего и становится мир. Соавтором Кисина стал известный московский политический обозреватель Владимир Дунаев. Были приглашены актеры из Москвы и Киева: Александр Филиппенко, Елена Майорова, Ада Роговцева. Роль президента США сыграл актер тогда еще московского театра "Современник" Георгий Дрозд. 

Народный артист Украины Георгий Дрозд: "Конечно, эта картина стоила Виктору здоровья. Помню, очень долго утверждался сценарий, а после съемок картина "лежала на полке". Ответственность была грандиозная: помимо того, что это был первый в Союзе многосерийный телефильм и заказ ЦТ, что картину негласно курировал сам Андропов, еще во время съемок была очень напряженная внешнеполитическая ситуация. Я долго общался с Дунаевым, просматривал массу материалов, и все равно приходил к выводу, что нет у меня необходимой для образа "раскоординированной координации". В результате поисков Кисин сказал: "Давай остановимся на том, что делаем живого человека, со всеми вытекающими отсюда последствиями". Когда мы сняли процентов пятьдесят, я ему по-настоящему поверил и неожиданно понял, что встретил человека, на которого можно полагаться в любом случае и в любом материале. Он много знал, еще больше скрывал, что знает, и никогда не выпячивался, умел сглаживать все конфликты и интриги, так как неплохо разбирался в индустрии человеческих отношений". 

Композитор Владимир Быстряков: "Как такого неконфликтного человека, как он, все беспрекословно слушались? В этом еще один феномен Кисина. Приходя на съемки, я видел, с какой самоотдачей все работали. Вообще, в те годы снять картину, которая бы показывала американцев нормальными людьми, а не носителями зла и вырождения, как было принято – это в достаточной мере смело. Там не было плохих фашистов и хороших красноармейцев. Это из той серии объективности, что и фильм "Семнадцать мгновений весны". Виктор Борисович, по существу, был моим учителем в написании киномузыки, поскольку не признавал ее аккомпанирующей функции. По замыслу Кисина в фильме должен был сниматься Валерий Леонтьев, который бы моими песнями "комментировал" действие. Было написано шестнадцать песен, и Валера очень ждал съемок. Но… его снимать запретили". 

И все же по-настоящему любимым жизненным островом Кисина был театральный институт им. Карпенко-Карого. Там было главное дело жизни – открытая им, первая не только в Союзе, но и в мире, кафедра телевидения. 

Народная артистка Украины Ирина Дорошенко: "Виктор Борисович пришел худруком к нам, актерам, на второй курс в 1975 году. На первом занятии я сидела зареванная – у меня была личная трагедия, и он, думая, что я расстроилась из-за смены педагога, сказал: "Маленькая, чего ты плачешь, я совсем не страшный". Его репетиции были совершенно необыкновенными: всегда с неизменной "Примой" и любимой фразой: "Ну, дети, пошли творить!". Он, по существу, первый раскрыл нам глаза на актерство и театр. Прошло уже много лет, а я до сих пор в профессии живу по его правилам. Прежде всего, несмотря ни на что, в театр ты должен всегда заходить с настроением: вокруг партнеры, и ты не имеешь права мешать рождению их творческих идей. Он учил нас быть терпеливыми, и, кстати, сам был таким. Помню, репетировали поставленный им дипломный спектакль "Укрощение строптивой" (где участвовал и мой однокурсник Богдан Бенюк). Мне нужно было сверху прыгнуть на лошадей (ими были два студента-режиссера). А я боялась высоты и не решалась. Он долго терпеливо выжидал, а потом, ни слова не говоря, пошел к выходу из зала. Я тут же спрыгнула, а он также без комментариев вернулся. После этого я уже не боялась". 

Из своих студентов Виктор Борисович делал универсалов, которые могли быть режиссерами не только телевидения, но и кино, театра, оперы. Для расширения их кругозора он приглашал читать спецкурсы настоящих знатоков: истории философии, культорологии, эстетики, придумывал всевозможные проекты на стыке искусств. Блестящий эрудит Вадим Скуратовский вспоминает, что Кисин его пригласил к себе на кафедру в конце 70-х, когда никто его не брал. "Многие интеллигенты категорически не принимали телевидение, лично я думал, что это чума, но после общения с Виктором Борисовичем тоже им загорелся. И если сегодня где-то на украинском телевидении есть знак качества, там всенепременно присутствует Кисин", – уверен Скуратовский. 

"Кисинская" телекафедра дружила с Утрехтской Высшей школой телевидения. Доцент Ольга Будникова вспоминает, что и тамошние студенты также влюбленно ходили за Виктором Борисовичем, а утрехтские коллеги шутили: "Мы из-за вас пострадали, ведь теперь наши студенты поняли, каким должен быть педагог". 

Профессор Кисин не делил студентов на своих и чужих, а когда слышал от них интересную идею, то его глаза по-мальчишески озорно загорались, и он начинал активно помогать. Но, к сожалению, все больше рутинной работы сваливалось на него, все больше приходилось бороться за очевидные вещи. 

Студентка последнего режиссерского набора Виктора Кисина Надежда Кошман: "Когда он нас набирал, то сразу сказал: "Я вас беру к себе в дети на пять лет, а потом еще пятнадцать буду нянчить, так как это дело непростое". Виктор Борисович все делал совестливо. Но пришли времена очень скупые на совесть, может, потому все и стало разваливаться... Когда мы поступили, уже был такой разломный, смутный период кинофакультета. Кисин никогда не опаздывал, а тут вдруг случалось – тогда он извинялся: "Я же завкафедрой, мне нужно бороться"... Было видно, что из-за этого он страдал. На факультете стали отключать свет и отопление, увольнять преподавателей-совместителей, месяцами не платили зарплату. Помню, мы сидели в аудитории в пальто и возмущались, а Кисин спокойно сказал: "Не волнуйтесь, мы будем учиться, как у Станиславского: выгонят из института, будете ходить ко мне домой, вас немного – я прокормлю". А как-то приехал из дома отдыха, где писал программу для нового телефакультета и говорит: "Я вам обязательно ее прочту, только вы меня не ревнуйте, ведь там такие же дети, как и вы, и тоже хотят учиться". 

В последние годы жизни его разрывали на части, так как в этой сфере более авторитетного человека трудно было найти. А известие о том, что Кисин принял предложение возглавить еще и кафедру в институте культуры, в театральном восприняли болезненно. Виктор Борисович не умел заниматься демагогией, он был человеком дела и понимал, что принципы обязательно должны работать, а не "умирать в художнике". 

"С вами – хоть на Луну!", – отвечали Кисину коллеги, когда он их приглашал на что-то новое. А замыслы и идеи все быстрее бежали впереди его суток, и все больше окурков оставалось в пепельнице после бессонных ночей. Ему некогда было заниматься своим здоровьем – даже в больнице он шутил, что научит медсестер телевидению. После его смерти с кинофакультета стали уходить, в прямом и переносном смысле, его соратники и коллеги – как будто оборвался тот крепкий трос, на котором все держалось. Но его жена, соратница и "ангел хранитель" Светлана Ивановна Степаненко как-то оптимистично заметила, что если Кисин "начинался" с обычного ассистента режиссера, то возможно сегодня начинает свой путь такой же ассистент…

http://www.segodnya.ua/

 

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)