Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Персоны и личности
Сергей Ветров
329 статей

Создавший символ Севастополя

Создавший символ Севастополя

Памятник затопленным кораблям в Южной бухте стал своеобразной эмблемой Севастополя. Недаром его изображение присутствует даже на современном гербе и флаге города. Любой севастополец скажет, что тот, кто не видел этого монумента, не был в Севастополе.

Скала с колонной, на вершине которой расправил могучие крылья орел, стала настолько привычной, что кажется, она сама выросла из морских волн в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара. Впрочем, у монумента кораблям, которые были принесены в жертву, чтобы заслонить Севастополь от атак вражеской эскадры во время Крымской войны 1853-1856 гг., есть авторы. Одним из них был архитектор и известный художник-акварелист Валентин Августович Фельдман, который более десяти лет преподавал в Киевском политехническом институте.

Он родился 4 марта 1864 года неподалеку Санкт-Петербурга в семье уездного агронома. С детства любил рисовать, поэтому в 1882 году поступил в Академию художеств - на архитектурное отделение. Акварельной живописи, техникой которого должен обладать архитектор, учился у Нила Гоголинского и Людвига (Луиджи) Премацци. Учился успешно: за проекты и рисунки получил поощрительную, две серебряные и одну золотую медали. После окончания академии 1888 г. со званием классного художника I-й степени некоторое время работал помощником у известного архитектора профессора Александра Померанцева. Это была именно та работа, где вчерашний студент мог получить бесценных знаний и опыта: Померанцев тогда победил в открытом конкурсе Московской городской думы и работал над масштабным проектом Верхних торговых рядов на Красной площади, более известных поколениям жителей бывшего СССР под названием ГУМ (Главный универсальный магазин). Однако не оставлял Валентин Фельдман в те годы и живописи, даже 1890 году стал членом Общества русских акварелистов.

В 1891 году он переехал в Севастополь. Уже первая самостоятельная работа молодого архитектора принесла ему признание севастопольцев. Это был проект Покровского собора на Большой Морской улице. Проект был утвержден в 1895 году, но из-за финансовых затруднений огромный шестипрестольный шатровый храм строился до 1905 года. Однако после завершения стал украшением и главным православным храмом Севастополя.

В 1893 году по проекту Валентина Фельдмана в Свято-Георгиевском Балаклавском монастыре, там, где находился когда-то старинный пещерный храм, была построена церковь Рождества Христова. Он также сделал проект одноярусного резного иконостаса этого храма. А в 1894 году в Топловском монастыре началось строительство спроектированного Фельдманом Свято-Троицкого собора (правда, его так и не достроили окончательно, а в 1929 году он был вообще разрушен). В 1900 году он разработал проект и принял участие в строительстве дворца главного командира Черноморского флота и портов (после революции в нем находился филиал Дома Красной Армии и Флота; во время Великой Отечественной войны он был разрушен).

Кроме того, Фельдман был автором нескольких частных домов и усадеб в Крыму. Самой известной из таких усадеб, безусловно, стала Максимова дача в Севастополе - целый комплекс сооружений с парком, прудами, гротами, фонтанами, часовней и даже небольшим винодельческим заводом. Этот архитектурный ансамбль Валентин Августович создал по заказу богатого купца и известного мецената, впоследствии - городского головы Севастополя Алексея Максимова. Однако вершиной архитектурного творчества Фельдмана стали, все же, сооружения на увековечение памяти героев Крымской войны 1854-1855 гг. - Дом Панорамы "Оборона Севастополя" и памятник затопленным кораблям. Конечно, над проектами обоих сооружений Валентин Фельдман работал не один: технические вопросы решал военный инженер Оскар Фридрих Энберг, орла с лавровым венцом в клюве на колонне памятника затопленным кораблям сделал скульптор Амандус Адамсон. Впрочем, из архивных материалов известно, что окончательное решение по композиции и расположения памятника принадлежит именно Фельдману.

Несмотря на огромную загруженность работой над все новыми архитектурными объектами, Валентин Фельдман занимался и общественной деятельностью: именно он способствовал возобновлению деятельности начальной школы рисования Акима Карнеева (Корнеева) - первого художественного учебного заведения в Севастополе. А еще он был замечательным фотографом: ему принадлежит авторство многих фотографий, по которым мы можем составить представление о том, как строилась и выглядела усадьба Максимова в начале ХХ века.

В 1905 году Валентин Фельдман оставил Крым и переехал в Харьков, где получил должность преподавателя в Харьковском технологическом институте. Одновременно вместе с архитекторами Яковом Гевирц и Михаилом Пискуновым принял участие в строительстве Харьковской хоральной синагоги. А 1910 году вновь сменил место жительства и уже окончательно осел в Киеве.

Однако полностью посвятить себя живописи, как он планировал изначально, не удалось, поэтому он начинает преподавать рисунок - сначала в строительно-техническом училище и на курсах общества распространения технических знаний, а с 1912 года (по другим данным, с 1910 года) - в Киевском политехническом институте.

Рисунок и акварель тогда были обязательными предметами программы подготовки гражданских инженеров (инженерный отдел (факультет), на котором, кстати, была даже архитектурная специализация) и инженеров-механиков. Заметим, что количество часов на практические занятия по этим предметам предусматривалось довольно значительное - от 2 до 4 часов в неделю на первом и втором годах обучения, для будущих архитекторов - и дальше. Впрочем, в КПИ Фельдман некоторое время читал еще и курс архитектурного проектирования. В начале 20-х годов он стал руководителем созданного на факультете класса рисования и акварели. Несмотря на трудные годы, обучение там, судя по тому, как был этот класс оборудован, было поставлено серьезно. Как писал сам Фельдман, "... Коммунотдел подарил мраморную фигуру Венеры; Медицинский институт сделал подарок - большую анатомическую фигуру, часть бронзовых фигур приобретено на собственные средства учительского персонала и студенчества, остальные сложных гипсы для профессионального рисования взяты из общего класса рисования. Программа акварели состоит из упражнений с натуры, теории колорита и обработки красками очередных архитектурных проектов ". Это описание, кстати, дает еще и представление о том, каким образом комплектовалась университетская учебная база в первые послереволюционные годы.

С 1922 года Валентин Фельдман преподавал еще и в Архитектурном институте, а после его объединения в 1924 году с Институтом пластических искусств и образования на их базе Киевского художественного института, перешел туда на постоянную работу. Читал теорию тени и перспективы. Заметим, что его коллегами по преподаванию на факультете были в те годы такие выдающиеся художники и зодчие, как Владимир Татлин, Фотий Красицкий, Александр Вербицкий, Василий Кричевский, Павел Алешин, Валериан Рыков и другие.

Довольно частые изменения в жизни и сложные годы исторических катаклизмов не могли заставить Валентина Фельдмана забыть о любимой живописи. Он писал изысканные акварели и много выставлялся, участвовал в работе художественных объединений (Общества художников им. А.И. Куинджи, Общества художников-киевлян, в 1916 году стал одним из основателей Киевского общества художников), и работал над теоретическими вопросами искусства . Его перу принадлежат популярные в свое время среди художников и архитекторов книги "Свет и чистота красок в живописи", "Теория теней и освещения на ортогональных проекциях", "Заметки по вопросам акварельной живописи" и другие.

Умер Валентин Августович 26 июля 1928 года. После него осталось более 800 акварелей и рисунков. Сейчас его произведения хранятся в художественных музеях Киева, Харькова, Санкт-Петербурга, Одессы, Севастополя, Пензы, Краснодара, много их рассеяно по частным коллекциям. Иногда они появляются на художественных аукционах. В 1940 и 1965 годах в Киеве прошли мемориальные выставки его работ.

Д.Стефанович

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (1)
Лаала Лаала | 16.03.2016 21:46

Спасибо,Сергей за статью. Луч света.