Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Персоны и личности

Спешите делать добро! (13.12.2011 г.)

Спешите делать добро! (13.12.2011 г.)
Недавно, один мой добрый знакомый, известный правовед, задался вопросом: вот ты, практически, все свои статьи либо начинаешь, либо завершаешь призывом вести себя порядочно. Более того, одна из твоих публикаций увидела свет под довольно-таки спорным названием: «Порядочность – источник Права». Вместе с тем понятие «порядочность» столь многогранно, что каждый может понимать его, как Бог на душу положит. Следовательно, для юриста употреблять его так часто - непозволительная роскошь. Посему либо определи его суть или избавь читателя от догадок, о чём  речь. Признаюсь, оное повергло меня в уныние, поскольку до сих пор полагал, что по отношению к смыслу этого понятия, как говорится, двух мнений быть не может. Но, с другой стороны, коллега оказался прав: если бы всё было так просто, то чего ради стоило бы так часто взывать к этому редкому качеству человеческой души. Не питая слабости к абстрактным определениям, я прибегнул к опыту выдающегося российского правоведа Анатолия Федоровича Кони (1844-1927).
 
Как мне представляется, решая ту же задачу, он воспользовался жанром литературного портрета, в котором воссоздал облик человека, сформировавшего всей своей деятельностью во благо других стандарт искомого понятия наяву. Поэтому всё ниже сказанное об этом человеке прошу принять в качестве зримого и однозначного определения понятия порядочности. Речь идёт о несгибаемом защитнике человеческого достоинства, беззаветном поборнике «униженных и оскорбленных» докторе Федоре Петровиче Гаазе (1780-1853). В качестве девиза своей миссии на земле он избрал слова: «Спешите делать добро!». Родился он в старинном немецком городке Бад-Мюнстерайфель. Курс медицинских наук окончил в Вене. В 1802 г. по приглашению избавленного им от тяжкого недуга русского вельможи переехал в Москву. С тех пор его судьба навсегда оказалась связанной с Россией. Именно ему Кони и посвятил блестящее биографическое эссе «Федор Петрович Гааз».

Несмотря на то, что он, по свидетельствам современников, до самой смерти по-русски говорил с ужасным акцентом, одевался старомодно, поступал курьёзно, в России его ещё при жизни прозвали «божьим человеком», а после смерти за него, иноверца (католика), служили заупокойные молебны в православных храмах. Хотя и хоронили его за казенный счёт (будучи некогда весьма состоятельным, он умер в абсолютной нищете), за его гробом шло порядка 20 тысяч скорбящих москвичей. Над его могилой на Немецком кладбище (ныне Введенском) неизвестный меценат воздвиг грандиозный памятник. Здесь и поныне каждый день свежие цветы.  
 
Своё кредо жизни он изложил в одном из писем к воспитаннику: «Я, кажется, уже неоднократно высказывал вам свою мысль, что самый верный путь к счастию не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться, подобно тому, как сила магнита сохраняется и увеличивается от того, что он непрерывно находится в действии...». В этих словах – весь Гааз. Здесь к месту привести несколько эпизодов из судьбы этого замечательного  человека, врача и филантропа.  
 
Став в 1830 г. членом московского попечительского тюремного комитета, он проявлял чудеса изобретательности, чтобы облегчить страдания  своих подопечных. Пожалуй, ярче всего характер Федора Петровича проявился во время одного из заседаний этого комитета, которое проходило под председательством знаменитого российского православного богослова, митрополита Московского и Коломенского Филарета (1782-1867).

Митрополиту со временем опостылели нескончаемые ходатайства за «невинно осужденных» арестантов. «Вы все говорите, Федор Петрович, - заметил Филарет, - о невинно осужденных... Таких нет. Если человек подвергнут каре - значит есть за ним вина»... Гааз немедля ответил: «Да вы о Христе позабыли, владыко!». Это был, одновременно, и прямой укор в бездушности подобного заявления из уст высокопоставленного священнослужителя и указание на библейское событие - осуждение невинного. Присутствующие замерли на месте: таких слов митрополиту, имевшему огромное влияние при дворе, дотоле никто в глаза не дерзал говорить. Филарет поник головой, умолк, а затем, после нескольких минут томительной тишины, встал и, сказав: «Нет, Федор Петрович! Когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл, - Христос меня позабыл!..» - благословил всех и вышел.

В те далекие и жестокие времена осужденных, независимо от пола и возраста, гнали в Сибирь прикованными к длинному пруту, который причинял всем несчастным невыразимые физические и нравственные страдания. С этим инструментом бесчеловечности и начал бескомпромиссную борьбу наш герой. Он разработал более щадящую конструкцию кандалов. И решив их испытать на себе, прошагал по двору своего дома расстояние от Москвы до Сибири. Не встретив понимания у царской администрации, он обратился с проникновенным посланием к прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. В нём он просил монарха привлечь внимание его сестры, русской императрицы, к судьбе несчастных, полагая, что только она в силах оказать благотворное влияние на своего венценосного супруга. В конечном итоге Гааз одержал победу над этим злом: каторжане встретили нововведение с восторгом. С тех пор добрая слава о Гаазе разнеслась по всем уголкам империи. Именно тогда за ним и закрепилось имя «святого доктора».

В одно из посещений императором Николаем I московского тюремного замка он столкнулся с Гаазом, который стал ходатайствовать о помиловании тяжко больного старика. Царь ответил отказом. Тогда престарелый Гааз рухнул перед монархом на колени и заявил, что не поднимется, пока последний не помилует несчастного. Николай I задумался, затем обронил: «На твоей совести, Федор Петрович!» и изрек высочайшее прощение. Только тогда, счастливый и  взволнованный, доктор поднялся с колен.

Нечто подобное произошло с нашим героем и при осуществлении им миссии главного врача «полицейской больницы», которая вошла в историю Москвы как «Гаазовская». В это казенное учреждение, рассчитанное всего на 150 человек, попадали бесприютные больные. На каждого пациента отпускалась мизерная сумма из казенного бюджета. Однако под началом Гааза больница стала принимать на своё попечение гораздо больше несчастных. «Доброжелатели» немедля донесли о «непотребстве» генерал-губернатору Москвы. Последний, пригласив к себе Гааза, в категорическом тоне потребовал не принимать новых больных до тех пор, пока их общее число не опустится ниже 150 человек. Гааз, ни слова не говоря, рухнув на колени, залился горькими слезами. Растроганный вельможа бросился поднимать старика, обещая более не мучить его подобными ограничениями. Тем самым Гааз, как говорили в те времена, выплакал себе право на сердечное отношение к неимущим и бесприютным людям. Тогда и появилось знаменитое в те годы выражение: «У Гааза нет отказа!».

А вот ещё один поразительный случай. Один из бедных больных украл из квартиры Гааза настольные часы. Похитителю воспрепятствовали скрыться и доставили к доктору. Гааз запретил вызывать полицию, долго беседовал с грешником, а затем, взяв с него честное слово больше не воровать, отдав ему свои наличные деньги, отпустил на все четыре стороны.

О таких поступках Гааза можно повествовать до бесконечности. Однако, если попытаться привести всё известное о нём к одному основанию, то таковым будет важнейшее качество души этого человека: он уважал достоинство другого человека. Любой, самый отверженный и презренный, был для него подобием Бога на земле. Именно в таком поведении и коренится суть того, что мы отныне можем смело именовать человеческой порядочностью. Низкий поклон и вечная память ему за это!

      

P.S. Пользуясь случаем, хотел бы отдать дань памяти своему Учителю, заведующей кафедры философии Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова, первому председателю правления Фонда социальной помощи имени доктора Ф.П. Гааза  -  Тамаре Андреевне Тарасенко (1939-1992). Светлая, светлая ей память за сердечность, благородство и неизменное уважение к достоинству других людей!
  

Опубликовано: "Украинская правда" за 13.12.2011 г. -  http://life.pravda.com.ua/columns/2011/12/13/91245/

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (5)
Василий Парапан | 11.11.2012 19:52

В восторге от вашей работы, от вашей человечности!!! Как вы оказались среди юристов!?!? Разве там уживаются порядочные... И еще продолжаете среди них жить!!! И такое писать... Браво!!!

Большое спасибо за Вашу статью.
Желаю Вам встречать на жизненном пути порядочных личностей, которые думают не только о себе, но и о других людях.
С уважением,
Владимир Алексеев.

К сожалению, людей исполняющих данную миссию, настолько мало что их не хватает на всех стариков, детей, голодных, обездоленных, больных, калек…
Вопрос сложный и не так просто решаем.
Но, тем не менее.
Федор Петрович Гааз (1780-1853)
Тамаре Андреевне Тарасенко (1939-1992) безвременно ушедшая из жизни, наш современник.
Её единомышленники,
создатели фонда социально помощи имени Ф.П. Гааза.
Низкий вам поклон.
Вам и вашим последователям, которые продолжают добрые действия.
Присоединяюсь к словам автора, скорби и памяти,
в адрес Тамары Андреевны Тарасенко.

Прекрасная статья. Спасибо!

Размышляя по теме.Автор упоминает два понятия добро и порядочность.Иногда поступая порядочно, мы можем ранить человека, о чем автор косвенно повествует.Порядочность, это скорей правила к действиям,к поступкам состояние личности.Мы можем поступать порядочно,жить по порядку,но это еще не значит,что мы производим такой продукт как добро. Тот,кто нуждается,непосредственно,в добре, до него может не дойти наше с вами порядочность.Нуждающемуся нужен сам продукт добра.Действия порядочного человека,подразумевает под собой творения добра,поступая порядочно, значит хорошо, несешь добро.Но это,не всегда доходит до адресата.Добро,есть действие, когда человек делает,несет добро,которое доходит до адресата,ибо ценен сам поступок добра направлен в нашем случае к человеку.Особенно ценно,когда нуждающийся получает данный продукт.