Конституционный кризис как продукт несостоятельности власти
Так уж повелось в Украине, что практически каждая политическая сила, которая приходит к власти, пытается внести изменения в Основной Закон под тем предлогом, что необходимо усовершенствовать его положения. К сожалению, такие изменения сводятся, как правило, к перераспределению полномочий между ветвями власти, исходя из интересов той или иной политической силы, и ничего общего с реальной конституционной реформой не имеют.
И в этот раз произошло так же: проведенная властью конституционная реформа в части судоустройства стала просто очередным прожектом. Она привела к превращению судов (включая и Конституционный Суд Украины) в подрядные организации власть имущих. А децентрализация власти оказалась мнимой, поскольку не обеспечила территориальным громадам обещанной земельной, кадровой и бюджетной самостоятельности, независимости от Киева. При этом такие попытки «реформирования» Конституции Украины не решили главную проблему — на Донбассе продолжается вооруженное противостояние, которое обессиливает, обескровливает страну, ежедневно унося человеческие жизни.
Остается нереализованным «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года, одобренный Советом Безопасности ООН и признанный всем цивилизованным миром как безальтернативный путь мирного урегулирования конфликта. Именно этим документом предусмотрено проведение в Украине конституционной реформы, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию. Внесение изменений в Конституцию Украины позволит провести децентрализацию власти и сместить ее центр к территориальным громадам, «переформатировать» порядок осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Но речь идет даже не об обязательствах, взятых на себя Украиной на международном уровне, а о необходимости «сшить» страну, сохранить государственность и объединить нацию. Евроинтеграторы, ратующие за «унитарно-хуторянскую» форму правления, судя по всему, наконец-то приходят к пониманию ее утопичности, непригодности для многогранной и многонациональной Украины. Но провести реальные реформы системы через общественный договор временщики у власти не могут и не хотят — об этом наглядно свидетельствует глубокий конституционный кризис в стране.
К сожалению, государственные институты самоустранились от выполнения конституционных предписаний по защите жизни, здоровья (и по социальной защите), чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности человека. Украина по уровню бедности занимает первое место в Европе. Наша страна среди лидеров и по инфекционным заболеваниям, в частности туберкулезу и кори. По активности миграционных процессов вследствие безработицы Украина, увы, тоже выходит на первые позиции в мире.
В сфере защиты государственного суверенитета и территориальной целостности государства власть демонстрирует беспомощность своей политики — она оказалась не в состоянии обеспечить экономическую и информационную безопасность страны, как и безопасность, защиту, гарантированную гражданам Конституцией Украины. В сущности, речь идет о том, что созданы условия для утраты государством монополии на силу. Указанные явления, несоблюдение Конституции Украины в части недопустимости функционирования незаконных вооруженных формирований и разгула преступности ставят перед обществом вопрос о реальной угрозе государственности.
В Украине все более уверенно чувствуют себя радикалы, уверовавшие в собственную безнаказанность. Они возводят в ранг идеологии нетерпимость, унижение чести и достоинства человека, физическое насилие по признакам национальности, мировоззрения, религии, языка. Вопиюще циничное убийство и погром табора ромов, устроенный национал-радикалами во Львове, — еще одно тому подтверждение. Власть, выражая «глубокую озабоченность», по-прежнему бездействует. Конституционный постулат о гарантированной свободе и равенстве перед законом не работает!
Власть имущие исчерпали кредит доверия. Общество все чаще задумывается о том, что необходимы полная «перезагрузка» власти, принятие новой Конституции Украины на основе общенационального договора, который обеспечит внеблоковый статус страны, станет панацеей от раскола и дробления государства, предоставит территориальным громадам широкие права по управлению государственными делами, поднимет экономику из руин и вернет ценность жизни каждого украинца.
В канун Дня Конституции Украины хочется выразить надежду, что утвержденные Конституцией принципы, провозглашающие народ единственным источником власти, будут реализованы. Тогда защиту прав и свобод человека и гражданина не только возведут в ранг государственной идеологии, тогда эти права и свободы будут наконец (а это главное) неукоснительно соблюдаться.
Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.