Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Федерализация

Децентрализация власти и федеративные правоотношения

Децентрализация власти и федеративные правоотношения

«… Люди осуждают то, чего не понимают…»

 (Марк Фабий Квинтилиан – римский ритор)

 

Сегодня в Украине апологеты консервативного унитаризма организовали «крестовый поход» против любого проявления инакомыслия в вопросах конституционно-государственного строительства. Речь идёт о дискуссии, развернувшейся  между  двумя течениями политиков  и общественных деятелей по вопросу определения лучшей социальной системы конституционного государственного управления: федеративной и унитарной. При этом обсуждение проходит в период острой политической и социальной конфронтации в обществе, межнациональных разногласий между различными по идеологии, культуре, историческому развитию, родному языку и этническому составу разных областей Украины.

Современная Украина в мировом измерении представляет собой один из самых сложных регионов с точки зрения политической, социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения региональной безопасности населения. Согласно принятой классификации, нашу страну вполне можно отнести к горячей точке на планете.  Нарастание количества и расширение факторов угроз, проявляющихся на юге и востоке Украины, плюс аннексия Крымской автономии существенно усиливают дестабилизирующее воздействие на безопасность гражданского общества в целом.

Анализ этих проблем позволяет прийти к выводу, что в государстве серьёзно нарушены, а в некоторых случаях почти ликвидированы, социальные связи и отношения между целыми региональными образованиями; разрушено понимание основных конституционных демократических задач, стоящих перед государством; искажены нравственные и культурные основы украинского менталитета, а в результате — подорваны устои национального  единства  и  соборности Украины.

В таких условиях необходимо, отбросив политические и личностные амбиции, всем миром постараться найти выход из сложившегося положения, разработать определённые формы и методы эффективных отношений, которые смогли бы консолидировать все социальные группы украинского сообщества, несмотря на их политические и межнациональные разногласия.

Безусловно, необходимо учитывать мировой опыт, в том числе европейский, в решении подобных вопросов становления и развития государственности. В разные периоды эволюции человечество находило прогрессивные пути обустройства общества; меняло унитарную систему государственного управления, разрывающую населяющие народности и территориальную целостность и, таким образом, восстановило баланс и социальную гармонию в государстве.

К примеру, Бельгия после столетнего периода унитарности в 1980 году избрала федеративную модель управления именно во избежание постоянно преследовавших внутренних социальных и национальных противоречий. Это способствовало минимизации сепаратистских настроений и объединению граждан на принципах территориальной целостности.

В 1933 году пришедшие к власти фашисты во главе с Гитлером абсолютизировали свою диктатуру национализма через введение унитарной формы правления. После разгрома фашизма скомпрометировавшая себя такая модель государства в Германии стала причиной возврата к федеративному устройству.

Италия, Франция и Великобритания — исторически сложившиеся унитарные государства, вышедшие из монархий. В середине прошлого века в связи с возникшими острыми сепаратистскими процессами, происходившими в ряде их территорий (Сардиния, Корсика, Сицилия, Ирландия, Уэльс, Шотландия и др.) они вынуждены были ввести такой уровень отношений по децентрализации (автономизации) государственного управления, которому могут позавидовать многие ныне существующие федерации. В то же время недавние события в Бретани свидетельствуют о том, что проблемы федерализации все еще не решены. Аналогичные проблемы имеются в некоторых автономных провинциях унитарной Испании – где, несмотря на   широкую автономию, предоставленную властям Каталонии и органам  управления  провинции  Басков, десятки лет  не утихают сепаратистские настроения.  Такая же ситуация наблюдается в Израиле на территории Палестинской автономии.

Для большего понимания вопроса федеративных отношений в процессе государственного устройства необходимо дать общее определение, что подразумевается под понятием «федеративные отношения»?

Во-первых, федерализм (лат. feodus — договор, союз) —  это договоры (союзы) народов унитарного государства, которые стремятся избежать фрагментации, провести реструктуризацию территориальных органов власти и местного самоуправления без нарушения целостности территории и единства государства.

Во-вторых, это понятие тождественно понятию «федерализм», который, как совокупность действий, проявляется только при наличии определённых отношений субъектов, объединённых в единую систему взаимосвязей и справедливо рассматривается, как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, исторические, культурные, экономические и иные аспекты взаимоотношений.

В-третьих, под федеративными отношениями понимают отношения между центральной властью и субъектами территориальных образований, которые строятся на базисных договорах и соглашениях, на основе добровольности, согласии, компромисса, толерантности, содружества, единства целей и совокупности взаимных интересов.

Основным критерием определения уровня и значимости федеративных отношений является распределение полномочий между центром и федеративными территориями (краями или автономиями по классификации Концепта федеративной реформы Украины). Или, другими словами, – разграничение предметов ведения, которое должно регламентироваться Конституцией Украины на основе положений Федеративного договора о совместном участии всей системы органов власти по вертикали в управлении страной.

К федеративным полномочиям необходимо отнести отношения в области монетарной политики, включая федеративные банки и другие финансовые учреждения, эмиссии денежных средств, распределения федерального бюджета, а также взаимоотношения с фискальными системами; энергетического обеспечения, в том числе ядерной энергетики; обороноспособности, государственной безопасности и правопорядка; международной внешней политики; среднего и высшего образования; стандартизации измерительных систем, а также принятие и регламентации законодательства и кодификация действующих норм; борьба и противодействие коррупции.

Существуют федеративные отношения, которые регулируют вопросы совместного ведения центральной власти и федеративных территорий в области природопользования, в том числе водными и другими ресурсами, обеспечения экологической безопасности, владения, пользования, распоряжения землёй и её недрами, и др.

 Как показывает практика федеративных государств, разграничение предметов ведения осуществляется исключительно подписанием Федеративного договора о разграничении компетенции и полномочий между органами центральной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Необходимо подчеркнуть, что в рамках  Федеративного договора могут быть заключены Соглашения, которые, являясь факультативной составной частью Федеративного договора, призваны регулировать конкретные механизмы по управлению отраслями промышленности, сельского хозяйства, некоторыми социальными сферами, энергетикой, транспортом, связью и т.д.

 К основным факторам, которые в той или иной степени влияют на развитие федеративных отношений в Украине, можно отнести:

-  геополитические – это положение Украины как естественного торгового транзитного государства на пути между Европой и Азией (к примеру ГТС);

- социально-демографические – это социальная ориентированная государственная программа развития общества (по индексу социального развития Deloitte);

- культурно-исторические – это особенности региональной культурологической ментальности народов, населяющих Украину;

- экономические – наличие государственных программ социально-экономического развития регионов;

- природно-географические – наличие больших природных ресурсов и сырьевой базы;

- нормативно-правовые – необходимость приведения в соответствие регионального и национального законодательства в единую функционирующую систему.

Наиболее значимым элементом в области федеративных отношений являются отношения в сфере реализации делегированных прав и полномочий местных (региональных) краевых уровней и распределение их на нижестоящие уровни городских, районных и сельских советов.

К таким федеративным отношениям уместно отнести вопросы, связанные с осуществлением местного самоуправления в области бюджетного федерализма; региональной фискальной политики; социальными аспектами в области местной медицины; общего среднего образования; регионального природопользования и земельных вопросов; кадрового федерализма; жилищное и  промышленное капитальное строительство; контроль соблюдения экологических норм и санитарных правил, обеспечения муниципального правопорядка и функционирования судебной системы на уровне краевых, городских, районных (мировых) судов, другие вопросы территориального самоуправления. При этом очень важно, чтобы разграничением компетенций охватывали федеративные отношения именно регионального значения в тех согласованных вопросах, которые являются основой Федеративного договора и не могут быть изменены в одностороннем порядке ни по воле центральных органов власти, ни по желанию любого субъекта федерации.

Именно такой уровень союза органов власти центра, местного самоуправления и территориальных громад в управлении государственными делами (федерализации) представляет собой гарантию предотвращения дальнейшего раскола и сохранение территориальной целостности страны.

К слову сказать, предложенная новым правительством административно-территориальная реформа децентрализации власти по большому счету предусматривает допустимость обустройства страны как соотношение (союз)  власти территориальных громад, регионов и центра на принципах федеративных правоотношений. Очевидно — и это уже исторический факт для Украины, что децентрализация или какой либо другой способ смещения центра власти к народовластию несовместим с унитарной моделью абсолютизированного президентского правления, когда новый приход на престол главы государства имеет окрас крови, гражданского противостояния и нахождение общества в перманентном состоянии войны.

Очевидно, что тезисы из правительственной реформы «о максимальной децентрализации», «о передаче власти территориальным громадам», «о создании муниципальной милиции», «об обеспечении самодостаточности местных бюджетов» характерны для федеративных правоотношений и по многим параметрам созвучны с Концептом федеративной реформы в Украине, предложенным Общественным движением «Украинский выбор».

А если учесть введение института двухпалатного парламента и отказ от президентской вертикали власти при парламентско-президентской форме правления, при которой глава государства избирается парламентом Украины, а также повсеместную передачу народу функций контроля за чиновничьим аппаратом с правом отстранения от власти (вотум недоверия) представительских органов и должностных лиц государства, предложенные Движением, есть все основания утверждать о наличии международно-правовых стандартов федеративной модели управления в Украине. 

Особое место в рассматриваемом вопросе имеет значение политического влияния на развитие федеративных отношений. Такое влияние всегда возрастает в период предвыборной кампании и имеет, обычно, не только положительный, но и отрицательный результат.

В некоторых случаях правящая центральная власть в целях заинтересованности электората повышает качество и уровень федеративных отношений в области социального обеспечения региональных потребностей на местах, минимизацию материальных потерь граждан за счёт пересмотра фискальных программ и снижения оплаты коммунальных услуг населения и т.д. В свою очередь, политические оппоненты, оппозиционные партии и общественные организации зачастую действуют по принципу: «чем хуже, тем лучше», стараясь дестабилизировать имеющиеся федеративные отношения в различных областях функционирования управления, осуществляемых центральными органами федерации: подвергая критике неправильные либо непопулярные действия властей, одновременно нанося ощутимый вред федеративным отношениям, которые обеспечивают необходимый режим жизнедеятельности  в  федеративном обществе.

Общим правилом для всех видов и уровней федеративных отношений должно служить основное правило медицины – «не навреди». Оно выражается в том, что сложившиеся отношения, будь то в области социальной сферы или реализации общеэкономических проблем — никогда не могли бы нанести вред населению или окружающей природной среде территориальных общин, территориальной целостности государства и единения его народов.

Такого факта, как принятие правительственного решения о разработке и добыче сланцевого газа способом гидроразрыва в западных областях Украины при нормальных федеративных отношениях просто не могло быть. Ведь в процессе его изучения ещё на региональном уровне были бы выявлены существенные недостатки проекта, которые показали бы неизбежную экологическую катастрофу.

К сожалению, таких волюнтаристских решений было принято немало в предыдущие годы, при этом мнение населения, территориальных громад как собственников земли и ее ресурсов, почти не учитывалось, а интересы власть имущих предопределяли прибыль и обогащение.

Разве не в этом суть вырубки реликтовых лесов Прикарпатья, приватизации газовых месторождений Полтавщины, «холдинговое» присвоение народных черноземов Винницкой, Киевской и Черкасской областей, концентрации собственности и эксплуатации источников тепло-энерго носителей в руках одной семьи? Все это в комплексе и является синтезом унитаризма и коррумпированного абсолютизма централизованной власти через полномочия главы державы.

Таким образом, принципы согласованности и партнёрства в процессе федеративных отношений всегда будут более прогрессивными, чем принцип жёсткой централизации унитарных отношений, направленных на авторитарные решения, которые, в свою очередь, могут нанести непоправимый вред общественным интересам, правам и свободам граждан.

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (10)

Питання української децентралізації значно ширше, ніж просто надання окремих повноважень регіонам чи змінення розподілу національного бюджету.
Насправді це - боротьба з внутрішнім страхом українців щодо демократії

Декілька цікавих думок з Одеси...

http://www.eurointegration.com.ua/experts/2014/10/13/7026762/

Елена Скурихина | 28.08.2014 13:09

Много стран в мире хорошо - богато, мирно, демократично - живут как федерации. И только Украина видит в этом какую-то, блин, угрозу...

Владимир Коваль | 16.05.2014 09:48

3165 просмотров.Юмор?

Саба Дамения | 15.05.2014 12:57

Когда же поймут люди, что свобода не достигается путем насилия и убийств. Надеюсь ситуация скоро наладится на Украине.

Владимир Коваль | 14.05.2014 12:31

Нет,уважаемый Игорь!
По ДЕцентрализации уже поздно боржоми пить.Надо начинать работу по Рецентрализации властных функций.

Наиболее значимым элементом в области федеративных отношений являются отношения в сфере реализации делегированных прав и полномочий местных (региональных) краевых уровней и распределение их на нижестоящие уровни городских, районных и сельских советов.
---
Это все с ног на голову выстроено.Это и есть никудышний,анархический принцип ДЕцентрализации по Кириченко.
А с головы на ноги,это когда права и полномочия местные уровни будут сами,слышь,ИГОРЬ, ДЕЛЕГИРОВАТЬ самостоятельно,какие сочтут нужными, Центру и по договору.Вот это и будет РЕцентрализация.

Игорь Сухов | 14.05.2014 11:13

Во власть всегда почему то выбиваются самые хитрые и жестокие политики.Порядочным людям туда сложно попасть на любом уровне.

Ну сверху что всегда плавает?

Игорь Шахтаров | 14.05.2014 11:12

На данный момент, после таких действий киева, хотя бы провести федерализацию страны. Но, боюсь, время упущено.