Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Федерализация
Олег Бабанин
55 статей

Моделирование будущего Украины: у федерализации альтернативы нет

Моделирование будущего Украины: у федерализации альтернативы нет

Давно хотел принять участие в игре, которая обозначила бы, каким образом Украина может действовать в обозримом будущем, какие пути выхода из кризиса существуют. Поэтому, когда 8 мая представилась возможность принять участие в «штабной игре» на эту тему — не колебался ни минуты.

Небольшое отступление: штабная игра — вид проектной работы, когда каждый из игроков действует в заданной ситуации, исходя из выбранной им роли. В этой игре было три группы ролей: политические персонажи (Тимошенко, Порошенко, Ахметов, Коломойский), территориальные образования, причем двух типов: США, Китай, Россия (персонализирована Путиным), Белорусь (Лукашенко), Брюссель, Берлин, Варшава, и города: Одесса, Днепропетровск, Львов, Харьков, Киев. Бл еще Донбасс и Севастополь. Кроме того, были и глобальные идеи, за каждую из которых тоже кто-то играл: глобализация и антиглобализация, люстрация, чиновники, к которым быстро приклеилась еще одна идея – коррупция.

Из-за того, что территориальные образования были несовместимы по масштабу и задачам, игра распалась на два слоя. С одной стороны государства проводили свою политику, с другой – города Украины решали свои задачи в условиях сыпавшихся как из рога изобилия вводных: акций протеста, политических покушений, превращения Украины в арену для столкновений армий сразу нескольких государств.

Такая насыщенная событиями игровая реальность позволяет проверить предлагаемые идеи во множестве возможных ситуаций, оценить степень готовности других сил принять то или иное предложение.

Сразу после начала были проведены выборы президента. Фамилию я в данном тексте называть не буду, и вот почему – террор активно использовался некоторыми игроками, и в результате покушений ряд политиков "погиб". На расклад сил их уход не повлиял, разве что стал очередным дестабилизирующим фактором, а текст этот не ставит целью перечислить имена и обстоятельства вымышленных событий.

Уже в первой половине игры Донецк, инициировал создание Федерации городов, объединившей вокруг себя все участвовавшие города, кроме Львова. Кроме того, он потребовал от власти, занятой в этот момент переговорами с олигархами и иностранными государствами четкого плана действий. Хочу отметить, что все города выступили за сохранение территориально целостности и единства Украины, кроме Львова. Он предпочел отколоться, но это скорее личная позиция львовского представителя, излишне стремившегося к вступлению в Европу.

Во второй части города, оказавшиеся перед лицом беспомощности украинской власти, и безразличия иностранных игроков объединились для защиты своих интересов. Любопытно, что первое требование этого союза: «Городам нужны политические рычаги для защиты своих прав» — было поддержано и Китаем, и Брюсселем, и США.

Объединенные подобными интересами, города достаточно быстро нашли общий язык, и сформулировали ряд требований. Право политического влияния предусматривало: право реализации экономической политики для обеспечения нормальной работы промышленности; право на безопасность, т.е. создание органов правопорядка, подконтрольных местной власти, которая после этого начинала нести полную ответственность за криминогенную ситуацию в регионе; и право учета мнения городов при принятии внешнеполитических решений. Кроме того, города потребовали и получили право на референдуме отзывать любого чиновника и начали реализовывать систему электронной демократии.

Эта программа позволила привлечь массу сторонников, в частности игрока, представлявшего киевский Хакатон, территориальные общины и антиглобалистов.

А теперь, собственно, главная польза лично для меня от игры, закончившейся принятием новой Конституции, созданием федерации и предоставлением регионам широких политических прав. В ходе переговоров с другими участниками удалось сформулировать и несколько раз проговорить доводы в пользу именно федеративного устройства и объяснить, чем оно отличается от децентрализации.

Все упирается в политические права регионов. Даже если городам дают распоряжаться местными бюджетами, то, например, в Донецкой области возникает следующий парадокс: область, которая дает 20% экспорта, является дотационной. Это происходит из-за того, что крупные предприятия платят налоги преимущественно в Киеве. Но это только верхушка айсберга.

Регионы в украинских условиях управляются не бюджетом. У нас не используется «невидимой руки рынка», ибо командно-административный подход очень силен. И местная община должна быть защищена, прежде всего, от произвола киевского чиновника, раздающего указания и принимающего «подарки». А это требует предоставления местному самоуправлению политических прав, а не «делегирования полномочий», потому что полномочия сегодня можно делегировать, а завтра – снова забрать.

Донецк, как и любой другой город, не мог сам по себе вести переговоры с Китаем, США или Брюсселем даже на исключительно экономические темы – иностранные субъекты общались с Киевом. Именно он создавал или уничтожал условия для прихода инвестиций, был субъектом политики. Однако и города начали осознавать себя в качестве субъектов, требуя права бороться за иностранного инвестора или защищать себя перед лицом внешней угрозы. И это — отражение того конфликта, который сегодня существует в нашей стране.

Он заключается в том, что они вынуждены выбирать между двумя силами, каждой из которых они не доверяют. Но в ситуации, когда им дают возможность осознать себя как силу, работающую на нормальные условия жизни в своем регионе, «здесь и сейчас», на себя — они автоматически поддерживают того, кто дает им такую свободу. Чем-то это напоминает восстания Разина и Пугачева — одно напоминание о «воле» приводило тысячные отряды в стан бунтарей. 

Именно внешняя угроза заставила нового президента искать поддержку. И он оказался перед выбором — или делиться властью с городами, или стать заложником геополитической игры крупных стран. Ему надо было на кого-то опереться, и именно в результате поддержки его городами была изменена Конституция, давшая регионам широкие полномочия.

Я могу говорить лишь о части событий, происходивших на игре, – прежде всего тех, которые касались работы Федерации городов. Уверен, что другие участники и организаторы поделятся своим видением. В любом случае я благодарен всем сопричастным. Такие мероприятия позволяют реально смоделировать пути развития страны и учесть мнения всех сторон, спрогнозировать дальнейший путь развития Украины.   

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (27)

"Россия (персонализирована Путиным), Белорусь (Лукашенко"
США, Англия, Европа - групповая преступность.
Вы знаете почему за "групповуху" больше лет тюрьмы дают.? Потому что оно более преступно и опасно. Так что странам лучше иметь лидера. Так как человек дитя природы, мы из стаи, стада...Никуда не деться.. Нам нужен вожак. ( например Меркель, с двадцатилетним стажем, выбирают ее упорно в правительство...но нет никакой разницы )

Города, в отличие от государств и регионов - одна из наиболее устойчивых форм общежития за всю историю нашей цивилизации. Если говорить об Украине, ее урбанистический потенциал сегодня практически не используется. В результате имеем ту картину, которую видим в наших городах: отсутствие самоопределившихся сообществ и античеловечность среды жизнедеятельности.
Задача Украины - возрождать городскую культуру посредствам проектов урбанистического развития ее территорий

адача Украины - возрождать городскую культуру посредствам проектов урбанистического развития ее территорий
----
а может хватит урбанизироваться?.Если уж внимательнее присмотреться к причинам сдрожждевавших майденизацию,то тогда можно будет сделать интересную ремарку:майдан и есть следствие урбанизации и не с непросо все началось в Киеве.

А почему именно в Киеве?Да потому что как столица,прибравшая на себя все что только движется,щаволится в регионах,Киев больше других городов поддвергся урбанизации.Чего только стоят транспортые пробки на улицах Киева?И это мелочь посравнению с другими городскими проблемами.Спасение от надвигающихся на город последствий гипер-урбанизации немедленная децентрализации властных полномочий и финансов.С третьим майданом Киеву не справиться.
Отсюда,разурбанизация крупных городов Украниы-вот государственная программа.
И чего вы там на игре наиграли,лучше бы,Олег,нам не говорить.Это была не игра,а так-балавство.Иначе бы обязательн вышли бы на проблему:город-Киев-урбанизация-паханат-майдан.

Насчет децентрализации властных полномочий - совершенно согласен. Именно жесткая управленческая иерархия (со всеми вытекающими последствиями) - во многом причина большинства негативных процессов, как в наших мегаполисах, так и в малых городах. К слову - именно проблема будущего малых постсоветских городов является сферой моих интересов.

Небольшое размышление обсуждаемую нами тему - http://vybor.ua/article/grazhdanskoe_obschestvo/strana-gorodov.html

"Урбанистического" - в значении "городского". Речь не идет об идее урбанизации, особенно в ее модернистском понимании, доминирующем до сих пор в головах большинства постсоветстких граждан. Урбанистика - направление, ставящее во главу угла принципы баланса интересов основных акторов городского развития: власти, бизнеса, профессионалов, громад. И вот тут-то у нас серьезное провисание: городская культура, носителями которой и являются сообщества/комъюнити/громады, у нас систематично уничтожалась. Возможно ли возродить ее, основываясь на тех принципах, которые доминировали в других странах и привели к появлению той городской среды, которой мы, попадая туда, активно восхищаемся? Как по мне - серьезный вопрос. Полагаю, следует искать другие механизмы. Но искать необходимо.

И вот тут-то у нас серьезное провисание: городская культура, носителями которой и являются сообщества/комъюнити/громады, у нас систематично уничтожалась. Возможно ли возродить ее, основываясь на тех принципах, которые доминировали в других странах и привели к появлению той городской среды, которой мы, попадая туда, активно восхищаемся? Как по мне - серьезный вопрос. Полагаю, следует искать другие механизмы. Но искать необходимо.
----
На эту тему разговаривал с ребятами из однй из одесских территориальных громад,которые считают,что тергромада в прямой смысле ее сути в городах НЕВОЗМОЖНЫ.Комьюниты системно уничтожено.Полный провал.А противопоставить что-то более системно сложное уже существующей квази-культуре-согласен,проблема.Частично вижу ее решение в воссоздании в городах потребкоопов.Есть уже небольшой опыт.Кстати,очень заинтересовавщий одесских теркомьюнити.

Кстати,не только одесситы,но члены и тергромад с других городов пытаются развить направление названное ими "Народная экономика".Что-то в этом есть.По крайней мере потребкоопы точно ложаться своей нишой в экономику страны.

Интересно было бы узнать подробнее о сути понятия "потребкоопы" в контексте предлагаемой Вами идеи.

А начинали с www.potrebkoop.ru

сразу кликни "Видео" на Главной

Олег Бабанин | 12.05.2014 16:00

Города - потому что такова вводная организаторов игры. А она вызвана тем, что государства сменяют друг друга, а города вечны. Ну или почти вечны. Как некая точка опоры и отсчета - они лучше регионов. Потому что регионы в процессе развития сильно меняются, и сложно сказать - они меняются под внешним воздействием или из-за внутренних причин.
В общем, допустимая игровая абстракция

Олег!Еще год,если не два назад, когда ms впервые появился на сайте и типа того,ну ребята скажите чего хотите,шел вопрос об возможном проведени таких игр и тогда я и еще несколько сайттаунов предложил их проводить он-лайн на сайте.Ведь опыт уже есит.Дважды проводилсь видео-конференции ВВМ на сайте.Ну почему же нет?А так слушает тебя как очередного сказочника и не более того.Ты же сам как-то подчеркивал,что мы живем в эпоху информации.

Олег Бабанин | 13.05.2014 10:05

не понял, почему сказочника.
Если интересует пруфлинк на игру - вот он. Это не УВ проводило. http://smpu.org.ua/?p=645

Спасибо за ссылку.
только могу сожалеть,что не УВ игру проводило,как и предполагалось где то год тому назад.

Как некая точка опоры и отсчета - они лучше регионов.
---
Но даже самый крупный мегаполис есть функция региона своего нахождения,а за меньшие города и вообще не приходиться говорить.

Отнюдь. Например, я не вижу влияние региона - штата New York - на город New York City. Последний является мировым финансовым центром, а первый - мало кто вообще знает, что это такое и чем этот штат знаменит. Аналогично я не вижу сильного влияния сельскохозяйственного штата Illinois на расположенный в нём город Chicago - за исключение быть может Чикагской фондовой биржи, где идут торги сельхозпродукцией прилегающих штатов. Да, это региональный фактор, но по своему экономическому значению он не определяющий. В Чикаго находятся штаб-квартиры многих крупных корпораций, никак не связанных с регионом. Например офис фирмы Boeing, чьи основные заводы находятся в тысячах километрах от Чикаго в штате Вашингтон. В начальный период своей истории Чикаго зависел от географии как крупный транспортно-перевалочный и торговый узел. Но сейчас эта зависимость нивелировалась. Чикаго стал ещё одним финсновым центром мирового значения, наступая на пятки Нью Йорку.

То есть привязку города к функции региона своего нахождения я считаю сильным упрощением, причём эта привязка зависит от времени. Когда существовала Византия и функционировал путь "из варяг в греки" по Днепру, Киев был функцией своего региона и реки Днепр - он как блок-пост на дороге собирал дань с проезжих купцов. Как только Византия прекратила своё существование, торговля свернулась и Киев пришёл в упадок, хотя регион, к которому он принадлежал, не изменился. Сейчас его роль вообще не зависит от региона, а от политического устройства государства. Это - спрут, всасывающий в себя ресурсы всей Украины благодаря сврхцентрализации. И никакой связи с Днепром как транспортной артерией.

Очень удачное образное сравнение.У Лаалы Л.город-квазистрана.
Образ спрута очень хорошо раскрывает суть такого украинского феномена,как майдан,который и должен был появится,как результат хаотичной,ни кем не управляемой сверхцентрализации.Майдан-голова спрута,которая плоть от плоти киевского пошива,рожденная в 2004 году( с тех времен она никуда из Киева не уходила), разбросала свои щупальца=соковыжималки по весям и посадам и когда те начали проявлять неудовольствие присутствием щупальцев,голова начала срочно ворочать свои конечностиями.
Поэтому все попытки как-то уладить дела на местах-бесплодны.
Что касается взаимозависимости между городами и регионами.Утеря этой зависимости,еще не говорит,что ее нет.Да,Днепр гиперурбанизированый Киев не кормит.Да,бюджет Одессы,Николаева,Херсона и других приморских городов во многом формировался за счет морской производственной инфрасферы.Это сейчас похерено,но Черное море от этого не исчезло,как и Днепр.Как и их природно-экономич. составляющая.

В отличие от Днепра,Южного Буга и еще когда-то других многочисленных судоходных водных артерий страны, по Черному морю ходят более чем многочисленные корабли.Увы,не украинские.Так что давай пока об отсутствии связи между украинскими гордами и регионами ихнего расположения будем как-то более корректно говорить.Природно-экономическое районирование никто еще не отменял и воозможно и отменить его никому не удастся,если это будет связано напрямую с организацией рабочих мест. Ты верно говоришь:море -морякам,рыбу-рыбакам,поля-полеводам.

море -морякам,рыбу-рыбакам.Чего не скажешь уже об Арале.Чего нескажещь об американских городах оторванных от регионов,например-Дейтрод,ставший из успешного города,городом призраком,даун-зоной обитания.

Алекс Крыгин | 12.05.2014 10:03

А способна ли нынешняя власть на диалог? Очень сомневаюсь. Строить - это не крушить, требуется воля и любовь к Украине, а не к себе. "Слава Украiнi" стало паролем, а могло бы стать объединяющей идеей. Думаю граница невозврата уже пройдена. Играть бесполезно. Хотелось бы ошибиться.

Алекс.См. у Силантия об городе-спруте.

Занимательно. Однако режет глаз регулярное упоминание "городов", как политических субъектов. Это сразу вызывает ассоциацию со средневековой Германией. В те времена, когда скорости коммуникаций были на уровне скорости пешехода, города играли важную политическую роль. Они были мини-государствами - вспомните так называемое Магдебургское право.

В контексте современной Украины речь должна была идти не о городах, а о регионах, тяготеющих к крупным городам (т.е. об одной или нескольких областей). Надеюсь, что в этой командно-штабной игре под термином "город" всё-таки подразумевался регион.

В контексте современной Украины речь должна была идти не о городах, а о регионах, тяготеющих к крупным городам (т.е. об одной или нескольких областей).
----
Верно,Силантий!Порой говоришь об умных вещах.Хотя твое непонимание регионализации выше всяких похвал.Как можно ничего не воспринимая в природно-экономической районировании,вести столь серьезные сути.Шо это за новизна "тяготение к крупным городам".При чем вообще они к трудовому потенциалу региона и международному размещению производительных сил?В Одессе миллион и в области миллион жителей.Так кто к кому должен быть в тяготь?.Да,и почему?
Мировая архитектура уже уловила тенденцию к резкому снижению этажности жилых домов,так как затраты на их обогрев не будут себя оправдывать в связи с дефицитом теплоносителей.Не говоря об последствиях урбанизации в виде роста преступности, нарокоты,бездуховности.На сайте УВ есть публикация о том,что половина американских городов экологически опасны для проживания в них.