Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Гражданское общество

проект Закон Украины "О гражданском обществе в Украине" (11.10.2002 г.)

проект Закон Украины "О гражданском обществе в Украине" (11.10.2002 г.)
Настоящий конституционный Закон определяет правовые основы для созидания, развития и защиты гражданского общества в Украине, важнейшим предназначением которого является обеспечение естественных прав её народа на свободу, самоопределение, суверенитет, национальную безопасность, развитие и контроль над своим государством.
 
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 

Статья 1. Народ и гражданское общество в Украине
 
1.Украинский народ - люди, которые в результате своей жизнедеятельности на территории Украины оказались связанными историческими узами в самобытную общность,  способную уважать и беречь достоинство, свободу и естественные права каждого отдельного человека, определять и изменять конституционный строй в стране, учреждать своё государство и контролировать его деятельность, а также исповедовать искреннее миролюбие к другим народам.
2. Гражданское общество в Украине – система правовых институтов, обеспечивающая самоорганизацию, структурирование и самосозидание её населения в целостный и полновластный субъект конституционного права – Украинский народ.
3. Уровень развития гражданского общества в Украине измеряется благосостоянием наименее обеспеченных её граждан.
 
Статья 2. Определение терминов и понятий
 

В настоящем Законе приведённые ниже термины и понятия употребляются в следующем значении:
 

авторитарный режим –  система методов, способов, приёмов и форм, посредством которых исполнительная власть в нарушение принципа разделения властей оказывает административное давление на другие ветви власти (законодательную, судебную и муниципальную), а каждые последующие выборы организует исключительно с целью своего самосохранения и самовоспроизводства;
административный ресурс – фактический механизм устроения власти (государственной и муниципальной), который с помощью административных методов (налоговых проверок, возбуждения уголовных дел, механизма назначения и избрания  судей, организации и проведения выборов, лицензирования и финансирования СМИ и т.д.) обеспечивает внеюридический контроль над поведением граждан и деятельностью институтов гражданского общества;
вопросы государственного строительства – вопросы, связанные с созиданием справедливого демократического, правового, социального и соборного государства;
вопросы местного значения - вопросы, связанные с жизнедеятельностью территориальных громад (жителей  соответствующего села, поселка и города), которые действующим законодательством не отнесены к исключительной компетенции государственной власти;
демократическое государство – государство, устройство и деятельность которого соответствуют свободно выраженной воле народа, а также реально обеспечивают соблюдение основных (конституционных) прав человека;
достоинство человека - основанная на осознании себя высшим творением природы, подобием Бога на земле потребность человека в признании неповторимости и ценности (уважении) своей личности со стороны других людей, гражданского общества, государства и международного сообщества;
естественное право - совокупность прав человека, отдельных территориальных громад, наций и народа в целом, данных им от Бога (природы), а потому  священных и неотъемлемых от них в процессе их жизнедеятельности;
естественные права человека – совокупность данных человеку от Бога (природы) и в силу этого принадлежащих ему с момента рождения прав на жизнь и свободу, на безопасность и  стремление к счастью, на собственность и сопротивление угнетению,  на развитие и  родной язык, которые предшествуют государству и законодательству, а посему не подлежат изъятию, ограничению и упразднению;
идеологическое многообразие (идеологический плюрализм) -   свобода духовной и интеллектуальной жизни гражданского общества, выражающаяся в праве человека исповедовать любые (не причиняющие вред другому) взгляды на пути  развития человека, общества и государства;
институты гражданского общества – негосударственные юридические лица (предприятия, учреждения, организации), являющиеся субъектами конституционного права и призванные обеспечить духовное, интеллектуальное и социальное развитие человека, а также защиту его достоинства, свободы и основных (конституционных) прав;
конституционные права человека – общепризнанные мировым сообществом основные права человека, получившие закрепление в основном законе государства, без признания и соблюдения которых индивид не осознает себя личностью и гражданином, население - народом, страна не воспринимается как отечество, а государство - как правовое;
конституционный строй - система принципов,  которые  позволяют реально обеспечить соблюдение свободы и основных (конституционных) прав человека, а деятельность государства осуществлять на основе фактически проведённого разделения властей в полном соответствии с его конституцией;
мировое сообщество – совокупность современных правовых государств, осуществляющих совместную созидательную деятельность на основе общепризнанных принципов и норм международного права для защиты свободы и основных прав человека, а также для разрешения всех глобальных проблем цивилизации;
муниципальная власть – конституционное право территориальной громады осуществлять свою волю как непосредственно через референдумы, выборы, общие собрания, местные инициативы, общественные слушания, так и через органы местного самоуправления, а также органы самоорганизации населения;
национальная безопасность Украины –  состояние защищённости её  народа и гражданского общества, обеспечиваемое правовым государством как от враждебных посягательств со стороны других держав, так  и от узурпации власти, злоупотребления административным ресурсом со стороны какой-либо части государственного аппарата;
национальная (объединительная) идея Украинского народа - мотивация, объединяющая на основе принципа справедливости усилия всех жителей Украины по созиданию, развитию и защите своего гражданского общества и подконтрольного ему правового государства с целью обеспечения и защиты своей свободы и основных (конституционных) прав;
национальные интересы Украинского народа - потребности жителей Украины в утверждении и обеспечении свободы и основных (конституционных) прав каждого  из них в отдельности и народа в целом, в создании условий для полноценного развития гражданского общества, а также в обеспечении абсолютного верховенства (господства) Права во всей деятельности государства;
неприбыльная организация – негосударственное  юридическое лицо, основная цель деятельности которого заключается в достижении духовных, интеллектуальных, политических, профессиональных,а также иных социальных целей, не связанных с извлечением и распределением прибыли;
общепризнанные принципы и нормы международного права -  принципы и нормы, содержащиеся в  международных, межгосударственных конвенциях (договорах), уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом;
основные права человека - естественные права человека, получившие  закрепление в Праве мирового сообщества в качестве общепризнанных и общеобязательных ценностей, которые признаются и соблюдаются всеми правовыми государствами;
политическое многообразие (политический плюрализм) – право людей на создание любых общественных объединений, политических партий и движений для выражения многогранных интересов различных социальных слоев общества;
Право – сформированная и отобранная мировым сообществом система принципов и правил поведения, которые обеспечивают внутри каждой отдельно взятой страны признание и утверждение основных прав человека, самосохранение, самоорганизацию и развитие гражданского общества, а также обслуживающего его и подконтрольного ему государства;
правовое государство – учреждённая народом организация, объединяющая свои институты в единую систему на основе принципа разделения властей и которая управомочена народом представлять его интересы, руководствуясь принципом справедливости и верховенства Права, используя принуждение исключительно с целью защиты свободы и основных (конституционных) прав человека на всей территории страны;
правовое сознание - форма общественного и индивидуального сознания людей, воспитанных на традициях и обычаях справедливости, характеризующегося ориентацией на конституцию и законы своего отечества, а также способного мотивировать их поведение на признание и уважение свободы и основных (конституционных) прав  других людей,  наций и народов;
принцип солидарности – объективный закон жизнедеятельности, в процессе которой люди гарантируют друг другу взаимную моральную и психологическую поддержку, согласованность в действиях, а также ответственность за достигнутый в итоге результат;  
принцип справедливости – объективный закон  общения между людьми, нациями и народами, при котором никто не вредит друг другу и каждому воздаётся должное с позиции общепризнанного понимания общего блага;
соборное государство – государство, внутренняя политика которого способствует обеспечению единства и ответственности всего народа ради свободы каждого отдельного человека и ответственности каждого за свободу всего народа;
социальное государство – государство, которое, руководствуясь принципом справедливости, осуществляет своё предназначение  обеспечить развитие гражданского общества в целом, путём сохранения благополучия и социальной защищённости каждого  человека в отдельности;
суверенитет народа – основанное на естественном праве полновластие народа, выражающееся вего полномочии определять и изменять конституционный строй в стране, учреждать и упразднять своё государство, избирать и смещать его должностных лиц, а также свободно осуществлять и защищать свою свободу и основные (конституционные) права в интересах общественного благосостояния;
тоталитарное государство - государство, в котором господствует, сращиваясь с ним,  одна партия; в качестве господствующей допускается  одна форма собственности – государственная; навязывается одна идеология, обожествляющая при этом «народных вождей»,  монополия на власть которых обеспечивается исключительно  одним  режимом – террористическим;
узурпация власти (государственной или муниципальной) - открыто насильственный (вооружённый) или скрыто принудительный (административным путём) её захват, удержание и использование во вред как отдельным людям, так и целым народам (как своему, так и другим);
украинская диаспора - выходцы из Украины или их потомки, которые, по тем или иным причинам покинув её территорию, постоянно проживая вне её пределов, не являясь гражданами Украины, тем не менее сохраняют свою связь с ней как со своим отечеством, желая принять участие в её духовном, культурном и государственном возрождении;
экономическое многообразие (экономический плюрализм) – это правовое состояние равенства всех форм собственности: частной, коллективной и государственной, а также равноправие при осуществлении предпринимательской деятельности всеми субъектами гражданского права.
      
Статья 3. Принципы деятельности гражданского общества
 
Гражданское общество в Украине созидается и действует в полном соответствии с принципами справедливости, верховенства Права, равенства всех перед законом и судом, демократии, политического, идеологического и экономического многообразия,  а также с иными общепризнанными принципами и нормами международного права.
Гражданское общество активно сотрудничает и взаимодействует с государством на принципах солидарности и взаимной ответственности за обеспечение безопасности, развития и благосостояния каждого отдельного человека в Украине.
 
Статья 4. Задачи гражданского общества в Украине


1. Гражданское общество в Украине посредством своих институтов способствует достижению следующих задач:

-  освобождению людей от страха и  нужды, обеспечению им безопасности и душевного покоя;

- утверждению веры в основные права человека, в достоинство, честь и ценность человеческой личности как основы свободы, справедливости и гражданского согласия в стране;
- воспитанию у людей навыков жить в единстве присущих им различий,  в духе терпимости, милосердия и сострадания друг к другу, в атмосфере открытости к миру и солидарности перед общими невзгодами;
- формированию духовных и нравственных устоев, осмыслению исторической миссии и геополитического предназначения Украинского народа в качестве стержневой основы его менталитета;
- возрождению интеллектуального потенциала народа, защите способностей и дарований каждой отдельной личности, привлечению наиболее одарённых представителей украинской диаспоры к работе в  Украине;
- созданию атмосферы свободного формирования разнообразных взглядов у людей, а также достоверного и справедливого выражения их политической воли;
- искоренению склонности к  предательству и доносительству, исторических традиций прибегать к внешней силе для разрешения внутренних разногласий;
- разрушению предрассудков, провоцирующих зависть, ненависть и межнациональную вражду;
- предотвращению укоренения в стране авторитарного режима - исторического наследия тоталитарного государства;
- активизации усилий отдельных людей, членов территориальных громад и всего Украинского народа по защите своего естественного права;
- обеспечению использования основных (конституционных) прав и свобод исключительно в интересах общественного развития и благосостояния, исключая злоупотребление этими правами как со стороны  отдельных людей и территориальных общин громад, так и народа в целом;
- пробуждению и закреплению у граждан Украины политических идеалов, а также чувства ответственности за деяния своего государства, формированию у них правового сознания;

- формированию непосредственно народом независимого, беспристрастного и справедливого суда;

- обеспечению общественного контроля за соблюдением со стороны государства основных (конституционных) прав человека, территориальных общин громад, национальных интересов и национальной безопасности Украинского народа, а также иных основ конституционного строя Украины;
- обеспечению права народа на установление, изменение и защиту  конституционного строя Украины, на определение своей собственной политической, экономической, социальной и культурной системы, на учреждение и строительство справедливого демократического, правового, социального и соборного государства;
- формированию правового механизма сдержек и противовесов между народом и государственным аппаратом с целью предупреждения узурпации последним власти народа, а также злоупотребления административным ресурсом;

- упрочению конституционного правопорядка во взаимоотношениях между людьми, территориальными громадами, государством и другими субъектами конституционного права;- всему тому, что содействует благоденствию человека.

2. Государство посредством своих органов законодательства, исполнительной власти и правосудия обеспечивает деятельность институтов гражданского общества в достижении задач, указанных в настоящей статье.
 
Раздел II
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Статья 5. Субъекты и институты гражданского общества


1. Субъектами созидания гражданского общества в Украине являются люди, их объединения и территориальные общины (громады).
2. Институты гражданского общества в Украине действуют в виде неприбыльных организаций, органов местного самоуправления и самоорганизации населения, присяжных и народных заседателей в судах, а также субъектов предпринимательской деятельности.
3. Институты гражданского общества действуют как на уровне отдельных административно-территориальных единиц, так и на общенациональном уровне, принимая участие как в решении вопросов местного значения, так и вопросов государственного строительства.

Статья 6. Неприбыльные организации

            

1. Неприбыльные организации действуют в виде средств массовой информации, общественных объединений людей: политических партий, религиозных организаций (церквей), благотворительных организаций, адвокатуры, профессиональных союзов, организаций украинской диаспоры, учебных заведений и других негосударственных юридических лиц Украины.
2. Неприбыльные организации освобождаются от всех видов государственных и местных обязательных платежей (налогов и сборов) в бюджеты и во внебюджетные фонды, в том числе и за осуществление  своей легализации.
Субъекты предпринимательской деятельности в Украине  освобождаются от всех видов государственных и местных обязательных платежей (налогов и сборов) в той части своей прибыли (доходов), которая передается в пользу (собственность) неприбыльных организаций.
3. Неприбыльные организации, арендующие помещения у государства и органов местного самоуправления, оплачивают арендную плату по льготным ставкам в размере не более чем одна гривня за один квадратный метр арендуемой площади в месяц.
4. В случае отсутствия финансовых средств неприбыльные организации освобождаются от арендной платы по их заявлению решением собственников, указанных в части третьей настоящей статьи.
 
Статья 7. Права и обязанности институтов
гражданского общества


1. Институты гражданского общества  образуются и функционируют свободно. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим началам (принципам) гражданского общества, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона.
2. Институты гражданского общества вправе делать всё то, что не запрещено Конституцией Украины и не причиняет вред людям, их объединениям, территориальным громадам и народу Украины, а также подконтрольному ему государству.
3. На институты гражданского общества распространяются основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина, поскольку эти права могут быть к ним применимы.
4. Институты гражданского общества вправе инициировать общегосударственные и местные референдумы по всем вопросам, связанным с утверждением и обеспечением основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, территориальных громад и народа.
5. Институты гражданского общества обязаны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, соблюдать Конституцию и законы Украины, добиваться осуществления задач и целей, предусмотренных настоящим Законом.
6. В случае нарушения основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина институты гражданского общества обязаны по их просьбе оказать им помощь.
7. В случае отказа в помощи, предусмотренной частью шестой настоящей статьи, институты гражданского общества несут ответственность в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.
 
Статья 8. Режим легализации институтов
   гражданского общества


1. Легализация (официальное признание) институтов гражданского общества, кроме органов местного самоуправления, а также института присяжных и народных заседателей, является обязательной и осуществляется в уведомительном порядке.
2. Для осуществления легализации институты гражданского общества подают в регистрирующий орган документы, предусмотренные специальными законами, регулирующими их деятельность.
3. Институты гражданского общества считаются легализованными в течении десяти дней с момента поступления их документов в регистрирующий орган. Свидетельство о государственной регистрации соответствующего института гражданского общества выдается в течение трех дней с момента его регистрации.
4. В случае несогласия с перечнем и содержанием документов, представленных институтом гражданского общества для легализации, регистрирующий орган вправе оспорить (истребовать) их в судебном порядке. Институты гражданского общества считаются легализованными вплоть до момента вступления в законную силу  решения суда о признании их учредительных документов недействительными.
5. В случае вынесения решения суда о признании учредительных документов институтов гражданского общества частично недействительными они считаются легализованными и действующими в соответствии с той частью учредительных документов, которые не противоречат действующей Конституции Украины.
6. С момента своей легализации институты гражданского общества приобретают статус юридических лиц.
 
Статья  9. Гражданское общество в Украине и международное
                        гражданское общество


1. Гражданское общество в Украине признается частью международного гражданского общества.

2. В осуществлении задач, предусмотренных статьёй 4 настоящего Закона, могут принимать участие институты гражданского общества других стран, а также международные общественные (неправительственные) организации.
3. Институты гражданского общества Украины вправе принимать любое не запрещённое Конституцией Украины и не противоречащее общепризнанным принципам и нормам международного права участие в жизнедеятельности гражданского общества других стран, а также в деятельности международных общественных (неправительственных) организаций.

Статья 10. Прекращение и приостановление деятельности
                            институтов гражданского общества


1. Институты гражданского общества прекращают свою деятельность в порядке ликвидации либо реорганизации в соответствии с действующим гражданским законодательством Украины.
2. Принудительная ликвидация институтов гражданского общества допускается на основании решения суда в случае нарушения ими общепризнанных принципов и норм международного права, предписаний Конституции Украины, а также неоднократного (более двух раз) причинения существенного вреда отдельным людям, их объединениям и территориальным громадам.
3. В случаях, указанных в части второй настоящей статьи,  допускается временное приостановление отдельных видов деятельности либо всей деятельности институтов гражданского общества на основании мотивированного решения суда на срок до рассмотрения судом возбужденного им дела по существу спора.

Раздел III
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО


Статья 11. Гарантии независимости институтов
                  гражданского общества


1. Государству, его органам, должностным и служебным лицам запрещено осуществлять вмешательство в деятельность институтов гражданского общества, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.
Государству, его органам, должностным и служебным лицам запрещено посягать на объекты адвокатской, судебной, врачебной, коммерческой, банковской, журналистской (редакционной) тайны, тайны нотариальных действий и тайны исповеди.
2. Все проверки институтов гражданского общества, кроме субъектов предпринимательской деятельности, со стороны любых органов государственной власти осуществляются с условием обязательного предварительного уведомления о дате, содержании, а также перечне предполагаемых для проверки документов не иначе, чем за один месяц до дня её начала.
3. В случае если требования органов государственной власти, их должностных и служебных лиц выходят за пределы их полномочий, а также нарушают положения, указанные в настоящей статье, институты гражданского общества вправе не выполнять эти требования, не предоставлять соответствующие документы для проверки и отказывать этим органам, их должностным и служебным лицам в доступе в свои помещения.
Институты гражданского общества, их должностные лица, а также участники (члены) не обязаны исполнять преступные распоряжения или приказы  органов, должностных и служебных лиц государства.
4. Проникновение в помещения, занимаемые институтами гражданского общества, без их согласия запрещено, кроме случаев, когда такое проникновение осуществляется на основании мотивированного решения суда.
5. С целью реального обеспечения свободы слова в Украине государство финансирует из бюджета те средства массовой информации, которые регулярно публикуют материалы, разоблачающие коррупцию, злоупотребление административным ресурсом, нарушение основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, территориальных громад, Украинского народа, а также иные злоупотребления властью со стороны органов и должностных лиц государства.
6. В случае возникновения реальной угрозы безопасности сотрудникам средств массовой информации государство по просьбе последних обеспечивает бесплатную охрану их помещений, должностных лиц, а также журналистов, непосредственно осуществляющих деятельность, указанную в части пятой настоящей статьи, на весь период существования такой угрозы.

Статья 12. Формы контроля гражданского общества
над государством


1. В случае посягательства каким-либо органом, должностным и служебным лицом государства на основные (конституционные) права и свободы  человека и гражданина, территориальной громады, Украинского народа любой институт гражданского общества вправе в их интересах обратиться в суд с иском о защите нарушенных прав.
В случае бездействия органов законодательной или исполнительной власти в деле обеспечения и защиты основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, территориальной общины (громады), Украинского народа любой институт гражданского общества вправе обратиться в суд с иском о понуждении этих органов к осуществлению их конституционных обязанностей (принятию необходимых законов, подзаконных актов, осуществлению иных правомерных действий).
2. Институты гражданского общества вправе истребовать и в течение десяти дней получить от органов государственной власти и местного самоуправления любые акты, документы, а также иную информацию по всем вопросам, связанным с основными (конституционными) правами и свободами человека и гражданина, территориальной громады, Украинского народа, а также сведения, имеющие отношение непосредственно к этим институтам гражданского общества.
В интересах налогоплательщиков институты гражданского общества вправе осуществлять контроль за использованием средств из бюджетной системы Украины.
3. Институты гражданского общества вправе принимать участие в работе любого органа государственной власти, если результат такой работы может отразиться на основных (конституционных) правах и свободах человека и гражданина, территориальной громады, Украинского народа, а также на правах соответствующих институтов гражданского общества.

Статья 13. Судебная защита институтов
                       гражданского общества


1. Все споры с участием институтов гражданского общества рассматриваются в судебном порядке с обязательным участием присяжных или народных заседателей по выбору соответствующих институтов гражданского общества.
По просьбе института гражданского общества спор с его участием может рассматриваться и без участия присяжных (народных заседателей).
2. Институты гражданского общества вправе обжаловать в суд любые действия, акты (нормативного и ненормативного характера), иные документы, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина, территориальных общин (громад), Украинского народа, а также имеющие отношение непосредственно к деятельности этих институтов гражданского общества.
3. В случае возникновения угрозы узурпации муниципальной власти территориальной громады или государственной власти Украинского народа любой институт гражданского общества вправе на основании части четвертой статьи 5 Конституции Украины оспорить в суде  программные положения, акты и действия соответствующих субъектов политической деятельности.
4. Привлечение институтов гражданского общества,  их должностных лиц и сотрудников к какому-либо виду юридической ответственности осуществляется исключительно в судебном порядке.
5. Взыскание с институтов гражданского общества сумм материального или морального ущерба  в размерах, способных привести к прекращению их деятельности, запрещается.

Статья 14. Ответственность    государства,   его органов,
                    должностных и служебных лиц за нарушение
             настоящего Закона


1. Государство, его органы,  должностные и служебные лица несут ответственность за посягательство на основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина, территориальных громад, Украинского народа, а также непосредственно институтов гражданского общества.
2. В случае нарушения государством, его органами, должностными и служебными лицами основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, территориальных общин громад, Украинского народа, а также прав институтов гражданского общества к ответственности привлекается непосредственно государство в лице его соответствующих органов. В случае возмещения государством на основании решения суда  причиненного им физическим и юридическим лицам материального и морального ущерба государство взыскивает выплаченные суммы в регрессном порядке с виновных должностных и служебных лиц.  
3. Должностные и служебные лица государства, виновные в нарушении настоящего Закона, привлекаются в судебном порядке к административной ответственности в виде штрафа.
4. При систематическом нарушении (более трёх раз) положений настоящего Закона, в том числе конституционных прав и свобод человека и гражданина, территориальных громад, Украинского народа, виновные должностные и служебные лица государства подлежат освобождению от занимаемой должности в судебном порядке по обращениям (искам, жалобам) институтов гражданского общества.
5. Должностным  и служебным лицам, освобождённым от занимаемой должности в порядке, установленном настоящим Законом, запрещается занимать должность в органах государственной власти и местного самоуправления в течение пяти лет с момента вступления в силу соответствующего решения суда.
 
Раздел IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования и имеет обратную силу в части защиты основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, территориальных громад, Украинского народа, начиная с 28 июня 1996 г.
2.Все нормативно-правовые акты Украины применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. В случае конкуренции положений данного Закона с нормами других законов Украины его положения обладают верховенством (преимуществом) над соответствующими нормами.
3. Положения настоящего Закона не подлежат упразднению или ограничению в течение пятидесяти лет с момента вступления его в силу.
 

Источник: "Голос Украины", № 187 от 11 октября 2002 г., стр.10-11

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)