Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Порошенко назвал приоритетные направления работы правительства в 2018 году…
Олег Ростовцев 17.01 16:15 — комментирует новость Порошенко назвал приоритетные направления работы правительства в 2018 году…
Тиллерсон призвал усилить давление на КНДР
Олег Ростовцев 17.01 16:12 — комментирует новость Тиллерсон призвал усилить давление на КНДР
Запрещенные российские сайты вошли в пятерку популярных ресурсов в Украине…
Олег Ростовцев 17.01 16:11 — комментирует новость Запрещенные российские сайты вошли в пятерку популярных ресурсов в Украине…
ОБСЕ сообщила об увеличении числа нарушений «режима тишины» на Донбассе…
Олег Ростовцев 17.01 16:10 — комментирует новость ОБСЕ сообщила об увеличении числа нарушений «режима тишины» на Донбассе…
США сократили денежную помощь беженцам из Палестины
Олег Ростовцев 17.01 16:09 — комментирует новость США сократили денежную помощь беженцам из Палестины
В Украине в 2017 году закрыли более 800 отделений банков
Олег Ростовцев 17.01 16:07 — комментирует новость В Украине в 2017 году закрыли более 800 отделений банков
Биткоин девальвировал более чем на 25% за сутки
Олег Ростовцев 17.01 16:05 — комментирует новость Биткоин девальвировал более чем на 25% за сутки
В Литве появился свой сайт «Миротворец»
Олег Ростовцев 17.01 16:04 — комментирует новость В Литве появился свой сайт «Миротворец»
Ю. Загородний рассказал, почему обмен пленными до последнего момента был под…
Олег Ростовцев 17.01 16:04 — комментирует новость Ю. Загородний рассказал, почему обмен пленными до последнего момента был под…
Сергій Гладкий: Дякую В. Медведчуку, що повернув мене додому
Олег Ростовцев 17.01 16:02 — комментирует видео Сергій Гладкий: Дякую В. Медведчуку, що повернув мене додому
Суд над Манафортом решили перенести на осень
Олег Ростовцев 17.01 16:01 — комментирует новость Суд над Манафортом решили перенести на осень
В ЕС представили стратегическую программу по переработке пластика
Олег Ростовцев 17.01 16:00 — комментирует новость В ЕС представили стратегическую программу по переработке пластика
Вузы обяжут проходить аттестацию научной деятельности
Олег Ростовцев 17.01 15:58 — комментирует новость Вузы обяжут проходить аттестацию научной деятельности
Урегулирование конфликта на Донбассе вошло в число приоритетов ООН на 2018 год…
Олег Ростовцев 17.01 15:56 — комментирует новость Урегулирование конфликта на Донбассе вошло в число приоритетов ООН на 2018 год…
The Wall Street Journal: США разрабатывают ядерное оружие против КНДР и России…
Олег Ростовцев 17.01 15:54 — комментирует новость The Wall Street Journal: США разрабатывают ядерное оружие против КНДР и России…
Канцлер Австрии выступил за отмену антироссийских санкций
Олег Ростовцев 17.01 15:52 — комментирует новость Канцлер Австрии выступил за отмену антироссийских санкций
СМИ: В Польше началась вспышка кори, завезенная «заробитчанами» из Украины…
Олег Ростовцев 17.01 15:51 — комментирует новость СМИ: В Польше началась вспышка кори, завезенная «заробитчанами» из Украины…
Рецессия на пороге: наращивание золотовалютных резервов не выровняло платежный…
Олег Ростовцев 17.01 13:44 — комментирует статью Рецессия на пороге: наращивание золотовалютных резервов не выровняло платежный…
В 2018 году воинские части планируют перевести на новую систему питания…
Олег Ростовцев 16.01 21:24 — комментирует новость В 2018 году воинские части планируют перевести на новую систему питания…
НКРЭКУ выдала лицензию «дочке» американского трейдера на торговлю газом в…
Олег Ростовцев 16.01 21:19 — комментирует новость НКРЭКУ выдала лицензию «дочке» американского трейдера на торговлю газом в…
Интервью

«Мы будем продолжать эту борьбу»: Медведчук об обмене пленными, диалогах с Порошенко и «партии войны» в Киеве

«Мы будем продолжать эту борьбу»: Медведчук об обмене пленными, диалогах с Порошенко и «партии войны» в Киеве

Как проходили согласования по вопросу обмена пленными и какую роль на самом деле играет Петр Порошенко в выполнении Минских договоренностей, в интервью RT рассказал лидер движения «Украинский выбор ― Право народа», представитель Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу Виктор Медведчук. Он отметил, что основной силой, которая противостоит урегулированию ситуации на юго-востоке страны, является «партия войны» в Раде. Медведчук также пояснил, как ему удается находить общий язык с российским руководством, что он думает о том, что его называют другом Путина, и зачем ходит на встречи с Порошенко.

— Виктор Владимирович, до Нового года должен состояться большой обмен пленными. Почему не получалось сделать это раньше? Насколько я понимаю, в 2017 году не было ни одного обмена.

— Действительно, в течение 2017 года не было ни одного обмена. Последний обмен фактически состоялся в сентябре 2016-го. Где-то в декабре 2016 года были и односторонние освобождения как со стороны Луганска и Донецка, так и со стороны Украины.

Почему сложилась такая ситуация, когда более 14, уже 15 месяцев обмена не было? Это связано с тем, что, к сожалению, мы не могли договориться о реализации главного принципа, который изложен в Минских соглашениях: «всех на всех». Во-первых, из-за того, что он был по-разному истолкован как одной, так и другой стороной. А во-вторых, речь шла о многих лицах, которые привлекаются за особо тяжкие преступления и даже не подлежат амнистии.

И в этом была проблема. Главная проблема для украинской стороны — в вопросе освобождения тех, кого разыскивали, запрашивали представители ОРДО и ОРЛО (отдельные районы Луганской/Донецкой областей. — RT).

И именно по этой причине я обратился к президенту Путину и патриарху Кириллу с просьбой оказать содействие с учетом особенностей и сложностей, возникших у украинской стороны с освобождением тех, кто привлекается за особо тяжкие преступления, чтобы такой обмен все-таки провести и в результате освободить с двух сторон фактически 380 человек. Как со стороны Украины, так и со стороны Донецка и Луганска. Поэтому и возникла формула «306 на 74», которая была потом согласована по инициативе президента Российской Федерации с лидерами непризнанных республик — господином Захарченко и тогда Плотницким, которые согласились на это. И вот с этого момента, с 15 ноября, началась работа по реализации этого обмена, который должен пройти как самый масштабный до конца года, то есть до новогодних и рождественских праздников.

Эта формула остается прежней. И я думаю, что мы все-таки достигнем положительного результата именно по этой формуле. И освободим именно такое количество людей.

— Сколько пленных, по вашим данным, удерживают власти непризнанных республик? В ноябре Служба безопасности Украины говорила о 155 гражданах. Также говорили про тех людей, которые пропали без вести, а это 403 человека.

— По поводу без вести пропавших. Действительно, такая информация есть. На сегодняшний день это 401 человек. А вот тех, которые удерживаются на территориях ОРДО и ОРЛО, конкретно тех, кого разыскивает украинская сторона, 168 человек. Повторяю, мы разыскиваем 168 человек. По нашим данным, удерживается на сегодняшний день 101 человек. Это данные, которые подтверждены доказательствами, предъявленными представителям Донецка и Луганска. 101 — те, кто установлены, а 168 — это те, кого украинская сторона ищет. Сейчас будут подлежать обмену, если обмен состоится (а я в это верю), 74 человека, которых должны освободить представители Луганска и Донецка.

— А у вас есть информация о том, какое количество людей находится в местах заключения в Украине и кого требуют к выдаче непризнанные республики?

— Естественно, есть. Эта цифра на сегодняшний день составляет 386 человек, из которых 306 Украина готова освободить. 80 — это те лица, которые привлекаются к уголовной ответственности за особо тяжкие преступления, а также за преступления, которые не связаны с проведением антитеррористической операции, то есть не связаны с АТО. Это именно та категория лиц, которая на вот этот первый этап обмена была выведена за скобки с учетом просьбы украинской стороны, которую я озвучил президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.

— На кадрах предыдущих обменов видно, что пленные, которых передает украинская сторона, возвращаются со следами побоев, многие из них с трудом передвигаются, тогда как пленные, которых возвращает, скажем так, Донбасс, выглядят совершенно иначе. Как можно оценить физическое состояние и условия содержания пленных на Донбассе и в Украине?

— Хочу сказать, что в последнее время, я имею в виду 2015-й, а по большому счету 2016-й и 2017 год, контроль за содержанием лиц как на подконтрольной Украине территории, так и на неподконтрольной осуществляли и Красный Крест, и представители ОБСЕ. Они неоднократно осуществляли рейды по посещению лиц, которые содержатся в местах лишения свободы. И я думаю, что подобные случаи, которые, может, и были раньше и по которым проводились служебные расследования (по каждому заявленному факту) или по поводу которых подавались жалобы, сейчас вряд ли имеют место быть, потому что контроль и со стороны международных организаций, и со стороны тех, кто несет непосредственную ответственность за содержание лиц в местах лишения свободы, безусловно, существует. И сегодня, я думаю, подобных случаев мы уже избежали. Как одна, так и другая сторона.

— На сегодняшний день как технически будет осуществляться процесс обмена пленными? Это будет некий участок линии разграничения, куда подъедут автобусы с пленными? Можно ли сейчас сказать, где конкретно это состоится и кто будет контролировать весь процесс?

— Вы знаете, я вам хочу сказать, что, безусловно, сегодня нельзя назвать, где конкретно это состоится. Почему? Потому что дату, время и место еще не согласовали. Как только они будут согласованы, думаю, в публичном доступе будет только время. И дата обмена. А вот место ― об этом уже, наверное, в последнюю минуту с учетом соблюдения всех требований безопасности сообщат. В том числе представителям средств массовой информации. А происходить все будет по той процедуре, которая, к сожалению, отработана за многие годы. Лучше бы, конечно, чтобы этой процедуры не было и не было удерживаемых и пленных. Но следует отметить, что этот факт имеет место, поэтому ничего нового здесь изобретать не надо. Действительно, будут проверяться списки, будут представители обеих сторон. Более того, на этот обмен, как и на последние в течение нескольких лет, будут приглашены представители ОБСЕ и Красного Креста, которые будут контролировать всю эту ситуацию и станут свидетелями и участниками этой процедуры по освобождению лиц с обеих сторон линии соприкосновения.

— Виктор Владимирович, чуть-чуть в другую сторону отойду. Значительная часть политических сил в Украине относится к вашей деятельности по проблеме Донбасса, мягко говоря, с подозрением. В частности, вас нередко называют другом Путина и обвиняют в работе на Кремль. А в современной Украине это равносильно преступлению. Вас также обвиняли в финансировании экстремистских групп. Чем можно объяснить такую острую негативную реакцию?

— Ну да, есть такая, с позволения сказать, «любовь» ко мне. Я с этой «любовью» живу последние годы. Не могу сказать, что я от этого страдаю. Но приходится жить в этих условиях и делать то, что я делаю. Но то, что я друг Путина, думаю, не страшное обвинение. Для меня это высокая честь.

И поэтому я с этим живу, и я делаю все возможное для того, чтобы реализовать интересы Украины, в том числе занимаясь освобождением лиц, которые сегодня удерживаются на территории ОРДО и ОРЛО, как, впрочем, и освобождением тех, кто находится в Российской Федерации и был осужден.

Вы знаете о том, что были освобождены и Савченко, и Солошенко, и Афанасьев, которые были помилованы президентом Российской Федерации господином Путиным после переговоров на эту тему? Поэтому к этому относиться необходимо творчески. Именно так я и делаю. Я понимаю, что есть люди, которые поддерживают то, чем я занимаюсь, а есть те, которые пытаются повесить на меня все, что можно повесить, и обвинить во всем, в чем можно обвинить. Ничего страшного, переживем и это.

— Также стоит отметить, что вы, пожалуй, единственный действующий украинский политик, которого принимают в Москве в самых высоких кабинетах. Хотелось бы узнать, каким образом вы завоевали такое доверие?

— Все очень просто. Это последовательность и принципиальность. Я принципиально отстаиваю свою позицию в вопросах взаимоотношений Украины и России. И происходит это давно, с тех пор, как я пришел в большую политику. А это случилось еще в конце 1990-х, когда я впервые был избран народным депутатом. И я считаю, что мы государства-соседи, поэтому должны быть дружественными государствами, как и наши народы. И мы должны строить и экономические, и социальные, и гуманитарные отношения так, как это было раньше. Сегодня необходимо сделать все для их восстановления. Именно этим и объясняется отношение ко мне.

Я прагматик. Я человек, который последовательно отстаивает принципы, которыми обладает и которые реализует в повседневной жизни. Наверное, поэтому ко мне сейчас такое отношение.

— Вы уже об этом говорили, да и мы тоже отметили, что обмен пленными стал возможным, по сути, после вашего обращения к президенту Российской Федерации и его последующего звонка лидерам ЛНР и ДНР. Насколько было легко вам с ним связаться и как быстро удалось найти общий язык?

— Вы абсолютно правильно отметили. И я благодарен президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Я благодарен Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который поддержал мою просьбу и инициативу. И действительно состоялся разговор господина Путина с лидерами непризнанных республик ЛНР и ДНР. И сегодня этот процесс идет и, будем надеяться, завершится успешно. По поводу сложностей… Я поддерживаю отношения с руководством Российской Федерации, в том числе и по тем вопросам, о которых мы сегодня говорили, и поддерживаю отношения, просто дружеские отношения, которые сложились много лет назад. Бывает сложно решить проблему. Но все, что предшествует этому, наверное, мелочи жизни. Если уж состоялось то, что состоялось, и принято решение, то, естественно, надо теперь просто довести его до конца и реализовать.

— Скажите, а о чем еще вы успели поговорить в Новом Иерусалиме? Помимо Донбасса, какие-нибудь другие темы были?

— Были. Была тема о том, что мы присутствовали, в том числе и я, по приглашению Московского патриархата, в знаковом месте для всех христиан, не только для православных. Следует отметить историю этого места, то, что это действительно не просто знаковое, но и святое место. И, естественно, в кругу председателя правительства Российской Федерации и патриарха Кирилла мы говорили в основном о том, насколько это место, которое было восстановлено и сегодня является достоянием не только россиян, но и всех православных, имеет огромное значение.

А в отношении любых других вопросов ― есть возможности об этом говорить. Потому что и после этой встречи я уже неоднократно встречался с господином Путиным. И, естественно, думаю, что в ближайшее время такие встречи будут, потому что мы ведь еще не завершили обмен, который пытаемся закончить до конца года. Есть вопросы, которые надо обсуждать. Точно так же обсуждаются и вопросы, связанные с теми гражданами Украины, которые отбывают сегодня наказание или привлечены к уголовной ответственности в России. Их освобождение, их обмен. Ну и, безусловно, во время наших встреч разговоры идут о мирном урегулировании на Донбассе, целью которого является, на мой взгляд (и не только на мой взгляд), стратегическое выполнение Минских соглашений. То есть нужно сделать все необходимое для того, чтобы Донбасс мог вернуться в состав Украины, а Украина — на Донбасс. Вот примерно те темы разговоров, те темы переговоров, которые мы обсудили.

— Хорошо, вернемся к обмену пленными. Мы ранее подняли вопрос о том, как технически устроен этот процесс. А как выглядит взаимодействие между представителями Украины и представителями непризнанных республик? Есть ли у них все-таки какой-то прямой диалог?

— Знаете, прямой диалог есть, но только в ограниченном, усеченном формате. Это то, что происходит в Минске, то есть в контексте Минских соглашений, их реализации. Это Трехсторонняя контактная группа, где есть представители непризнанных ДНР и ЛНР. И это представители ОРДО и ОРЛО, то есть Донецка и Луганска, во всех четырех подгруппах Трехсторонней контактной группы. Вот там существует прямой диалог.

Другого прямого диалога, к сожалению, нет. Хотя я всегда был и остаюсь последовательным сторонником того, что о судьбе Донбасса в плане реализации стратегической цели, о которой я уже говорил (это вернуть Донбасс в Украину и Украину на Донбасс), нужен прямой диалог на различных уровнях между киевской властью и представителями Донецка и Луганска. Вот без этого прямого диалога, о чем мы очень часто слышим из уст представителей руководства Российской Федерации, действительно обойтись нельзя. И я думаю, что корень, или знаменатель, общих воззрений и договоренностей во исполнение стратегической цели, который мы можем найти, — это именно прямой диалог.

— Каков реальный политический вес людей, которые ведут переговоры с так называемыми ДНР и ЛНР, чтобы каким-либо образом влиять на политику высшего руководства страны?

— Вы знаете, я бы не говорил сейчас о политическом весе, потому что люди, которые участвуют в этих переговорах, вырабатывают так называемые рабочие версии решения тех или иных вопросов. И потом это все идет в виде докладов, пожеланий или рекомендаций для руководства страны, в данном случае для руководства Украины. Более того, ведь это очень сложный процесс.

Сложный процесс оттого, что в Украине политикам, а особенно там, где главенствует «партия войны», очень широко представленная в парламенте, очень сложно что-либо сделать в контексте реализации Минских соглашений, так как эти представители «партии войны» и часть киевской власти не признают Минских соглашений, несмотря на то что они являются безальтернативными не только в Киеве, исходя из позиции президента страны, но и в Брюсселе, и в Берлине, и в Париже, и в Вашингтоне.

На Западе постоянно говорят, что Минским соглашениям нет альтернативы. Я с этим полностью согласен. Но, к сожалению, в Украине людей, которые с этим тезисом полностью согласны, очень мало. И в том числе в украинском политикуме, который всячески пытается сегодня скомпрометировать Минские соглашения, перечеркнуть их, сделать все для того, чтобы не реализовывать ту часть Минских соглашений, которая, на мой взгляд, является главной. Это политическая часть. Это политические преобразования, которые должны произойти на территориях ОРДО и ОРЛО, которые могут привести к возвращению этих территорий в правовое поле Украины.

— Да, вот вы говорили про «партию войны». В России принято считать, что Порошенко абсолютно не заинтересован в выполнении Минских соглашений. Насколько он договороспособен, на ваш взгляд?

— Вы знаете, я бы не был таким категоричным в этих оценках, потому что я, учитывая мои взаимоотношения и контакты с президентом Украины господином Порошенко, неоднократно упоминал о том, что у него есть политическая воля для реализации Минских соглашений. Но, к сожалению, у него фактически полностью отсутствует политический ресурс. Политический ресурс, который сегодня размещен в парламенте, политический ресурс отчасти тех представителей власти, которые выступают против реализации Минских соглашений. Поэтому здесь договороспособность президента страны зависит от того, что он может сделать, имея те конституционные полномочия, которые у него есть, и как он может при этом влиять на парламент, от которого напрямую зависит реализация политической части Минских соглашений.

Потому что от кого еще может зависеть принятие закона об амнистии или принятие законов и законодательных актов, включая изменения в Конституцию Украины, касающиеся особого статуса Донбасса? Или в вопросе введения в действие закона об особом статусе или, как он называется, «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который был принят, введен в действие, потом приостановлен и сегодня не работает? Это все функции парламента. И вот тут взаимоотношения президент — парламент, влияние президента на парламент для реализации Минских соглашений и вызывают основные причины противоборства и то, что на сегодняшний день, к сожалению, реализовано быть не может.

И не напрасно представитель Российской Федерации, президент Российской Федерации господин Путин неоднократно официально обращался к представителям Запада, в том числе и к представителям «нормандской четверки», к своему коллеге во Франции, к госпоже Меркель в Германии и к Вашингтону, с тем, чтобы они подействовали на «партию войны», которая представлена в политикуме Украины конкретными фракциями и депутатами в Верховной Раде, чтобы они пошли по пути реализации Минских соглашений через выполнение их политической части.

— У вас получается часто общаться с Петром Алексеевичем либо с его администрацией?

— Я общаюсь именно с Петром Алексеевичем Порошенко, с президентом Украины, потому что те вопросы и те переговоры, которые я веду, напрямую зависят от него, от его решений, от его инициатив и от его предложений, которые в конечном итоге или утверждаются, или нет.

— В конце прошлой недели был арестован глава харьковского отделения вашего движения «Украинский выбор ― Право народа» Андрей Лесик. Его называют вашим соратником. Эксперты говорят, что таким образом определенные силы во власти пытаются надавить на вас, чтобы включить в список обмена военнопленными еще 14 бойцов ВСУ. Во-первых, так ли это? И во-вторых, были ли попытки оказать на вас влияние, чтобы как-то переформатировать процесс обмена либо сорвать его?

— Во-первых, я считаю, что дело в отношении действительно нашего соратника Лесика является политическим заказом. Это однозначно. И мы, естественно, будем бороться за то, чтобы доказать его невиновность и освободить его.

Во-вторых, безусловно, есть мысли по поводу того, что эти действия осуществлены определенными представителями «партии войны» для того, чтобы сорвать обмен. Я думаю, что у тех, кто пытается это сделать, во-первых, ничего не получится. А во-вторых, у нас есть принципы. Мы уверены в своей правоте и будем делать все для того, чтобы наши люди находились на свободе. Кстати, подобные провокации и попытки скомпрометировать «Украинский выбор ― Право народа», представителей этого общественно-политического движения, были неоднократно и в прошлые годы. Они продолжаются. К сожалению, думаю, они не последние.

Мы будем продолжать эту борьбу и делать все необходимое в интересах нашего государства, в интересах Украины, потому что мы сегодня видим и тот пример, который вы привели, свидетельствует, что это сводятся политические счеты, а обвинения, которые предъявлены, являются политически мотивированными.

— Очень хочется узнать, какова реакция украинского общества на планы по обмену пленными до Нового года, а также на ваш разговор с Владимиром Путиным, на его звонок руководителям непризнанных республик?

— Есть разные оценки. Но я могу сказать, что большинство людей поддерживают те действия и те инициативы, о которых вы говорите: и мое обращение к президенту Российской Федерации господину Путину, и его решение поддержать эту инициативу и обратиться с этим вопросом к главам непризнанных республик, и фактически полученное добро на такой обмен. Но есть разные люди. Есть те, которые, может быть, не говорят, но поддерживают. А есть те, которые прямо говорят и обвиняют в том, что это опять какая-то связка, что все против интересов Украины.

Но если обращать внимание на подобную, с позволения сказать, критику или обращать внимание на мнения радикалов, на мнения представителей «партии войны», которые сегодня постоянно об этом вещают, тогда не надо ничего делать. Я считаю, что главная задача, которая может быть достигнута и в результате той встречи 15 ноября с господином Путиным, и его согласия помочь, состоит в том, чтобы вернуть людей домой. Вернуть людей в семьи, к родным и близким. Это большое количество людей, которые сегодня находятся в условиях лишения свободы по обе стороны линии соприкосновения. Главная задача — это гуманитарная акция. Главная гражданская задача — сделать все, чтобы они были дома. Вот это важно. А все остальное, я считаю, от лукавого.

 

Источник: russian.rt.com
Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (4)
Олег Ростовцев | 02.01.2018 11:55

Дорогу осилит только идущий.

Мысли вслух | 22.12.2017 20:10

Этот человек говорит о непростых вещах, правильно оценивает расстановку сил. Этот человек последователен и не обращает внимания на негатив, а упорно идет к цели. Цель - возвращение ОРДО и ОРЛО в правовое поле Украины, а людей - в семьи, к родным и близким. И мы верим: Медведчук, его команда этой благородной цели добьются

Гость | 22.12.2017 14:08

Спасибо, Виктор Владимирович, за то, что Вы есть.

Сергей Зленко | 22.12.2017 10:33

Робота щодо обміну є дуже копіткою. Про долю полонених та звільнених розповів Юрій Загородній (заступник Віктора Медведчука): http://vybor.ua/video/Persons_and_personalities/naspravdi-nevigadani-istoriyi-zvilnenih.html