Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Культура
Сергей Ветров
818 статей

Поэма о свободных людях

Поэма о свободных людях

Сегодня, 30 августа, день рождения блистательной Ларисы Кадочниковой. Интервью с ней «Нет конца. Нет начала. Существует только страсть к жизни» опубликовано в 19 выпуске нашей газеты «Украинский выбор. Страной управляешь ты». Поздравляя Ларису Валентиновну, мы рассказываем сегодня о её, пожалуй, главном фильме.

Фильм Сергея  Параджанова, «Тени забытых предков» о любви Ивана и Марички был снят по одноименной повести Михаила Коцюбинского.

Она написана в 1911-м году, действие ее происходит в Карпатах. Иван с детства полюбил Маричку, но любовь эта окрасилась в кровавые тона: словно Ромео и Джульетта, юные влюбленные были из враждующих родов. Иван  из Палийчуков, Маричка  из Гутенюков.

Маричка случайно погибает. Иван очень страдает, но спустя несколько лет женится на Палагне, потому как нужно поддерживать хозяйство. Детей у пары нет. Вскоре Палагна заводит любовника  мольфара (так у гуцулов называют магов, колдунов) Юру, и еще через некоторое время погибает и Иван.

«Едва я вчитался в повесть Коцюбинского, как захотел ставить ее. Я влюбился в это кристально чистое ощущение красоты, гармонии, бесконечности. Ощущение грани, где природа переходит в искусство, а искусство – в природу»,  – писал Сергей Параджанов в статье в журнале «Искусство кино» в 1966-м году. Сценарий Параджанов писал совместно с Иваном Чендеем, оператором выступил Юрий Ильенко, чья жена, Лариса Кадочникова, сыграла Маричку, а роль Ивана сыграл  Иван Миколайчук.

«Какой-то материал я уже знал. Музеи, книги, рисунки. Был фильм “Олекса Довбуш” о гуцульском народном герое. Авторы его попытались открыть Карпаты, но, опять же, в рамках старой драматургии, старой изобразительной культуры. Они одели Довбуша в красный цвет, что означало, как видно, революционный дух героя. Они создали традиционные “комплексы” панский и народный. 

Они пришли в Карпаты кинематографически образованными. Больше всего их привлек экзотический декоративный мотив, и мы не узнали в их фильме гуцулов, не увидели их походки, не уловили очарования речи, движения мысли. Когда гуцул говорит при встрече “здравствуй” вместо “слава Йсу” — это неправда жизни и неправда искусства».

«Решив снимать фильм, мы спешно выехали в Карпаты, вспоминал Сергей Параджанов. Когда я приехал на место и огляделся, меня совсем не охватило очарование. Скорее, наоборот. Первое, что попалось на глаза, относилось к самой обыденной современности. Я увидел европейскую обувь, асфальт, велосипеды, высоковольтные вышки. Скалы, где бились Гутенюки с Палийчуками, уже нет: ее взорвали, когда прокладывали дорогу.

Признаться, меня огорчило это странное сочетание древнего и молодого. Гудение проводов и тягучая скорбь трембиты. Одно окно моего номера выходило на Черемош: быстрый, извилистый, – другое  – на асфальтовый двор, по которому однажды прошла на базар старуха с коровой, а после вернулась одна, позвякивая осиротевшим колокольчиком».

Съемочная группа «Теней» искала места, где и происходило действие повести Михаила Коцюбинского – в Верховинском районе Ивано-Франковской области. Для киношников устраивали туры по граждам – традиционным гуцульским замкнутым дворикам, образованным из жилого дома и хозяйственных построек.

Параджанов стал жить среди гуцулов, изучать их обычаи и приглашать сниматься в кино. Кроме исполнителей главных ролей, все остальные герои фильма  – настоящие гуцулы. 

Они ходили к режиссеру, как в церковь, дарили вышитые рушники, сорочки, старинные иконы. Он, в свою очередь, тоже был щедр: привозил киевские торты и угощал всех, готовил блюда армянской кухни; сам любил гуцульские угощения: бануш, гуслинку, голубцы из квашеной капусты.

Однажды несколько дней режиссер жил по соседству с одной знаменитой старухой. Никто не знал, сколько ей лет, говорили, что больше сотни. Параджанов познакомился с ней и подарил французские духи, а она рассказала, что ходила с Иваном Франко собирать грибы.

«Я убедился, работая над “Тенями”, что совершенное знание оправдывает любой вымысел», – писал Сергей Параджанов. «Я могу песенный материал превратить в действенный, а действенный – в песенный, чего не мог сделать, когда снимал “Думку”. Я мог этнографический материал, религиозный, перевести в самый обыденный, обиходный. Ибо, в конце концов, источник у них один и тот же. Меня могли бы упрекнуть в некоторых отступлениях от этнографической точности. Гуцулы надевают “меланки” (маски) не на Рождество, а на Пacxу. У них нет обряда “ярма”  – я нарушил точность, – но его подсказали мне сами же гуцулы. Я слышал песню (коломыйку) про то, как муж захомутал жену в ярмо, аллегория, как бы означающая неравный брак. И я, когда мой Иван женится на Палагне, свершил над ним “обряд ярма”. И гуцулы, которые снимались в моем фильме, исполнили его столь же серьезно и красиво, как все свои исконные обряды».

Этот самый «обряд ярма»  – единственный момент, когда между режиссером и гуцулами возник спор. Они говорят: «Опозорить нас хотите? Мы никогда так не делали». Сергей Параджанов объяснил суть эпизода: Иван женится на Палагне, заведомо зная, что им обоим придется тянуть ярмо собственного брака.

Когда репетировали сцену похорон Петра Палийчука, отца Ивана, поставили гроб и попросили гуцулов совершить положенный обряд. Пустой гроб не вызвал у них желания исполнить просьбу съемочной группы. Пришлось положить в гроб человека. Гуцулы молчали. «Чому ви мовчите?». «Він не Петро, він Михайло!» Нашли Петра. «Ні, це дуже погана людина. Не треба!» А время идет. Наконец в гроб ложится только что отработавший смену тракторист Петр – складывает ладони, закрывает глаза. И скорбный, хватающий за горло вопль разносится по полонине: «Ой, Петрику! Петрику!..»

«Случилось нам раз попасть на гуцульские похороны, – рассказывал Сергей Параджанов. – Я изумился вначале: гуцулы не умеют держать лопату. Неглубокую яму они копали на редкость беспомощно. Неуклюже выворачивали землю, поминутно промахивались, потом неровно засыпали. Но стоило посмотреть, с какой ловкостью управляют они плотами на бурных речках, ловят отбившиеся бревна, выкладывают колодцы, рубят хаты. За одну короткую ночь они восстановили висячий мост, начисто снесенный во время разлива. Потому у них столько песен о топоре, столько о нем легенд.

Их слитность с природой, их самобытность не убиты историей. Униатская церковь, некогда навязанная им, с ее барочной декоративностью, враждебна природе гуцула. Они не отреклись от своих языческих праздников: встречают весну, провожают зиму, торжественно отмечают первый выход овец на пастбище. Гуцулы прошли через страдания, сами испытали все, что выпало моему Ивану Палийчуку: кабалу, одиночество, унижение.

Но все же остались свободными, какими видишь их и сегодня. И мы хотели сделать фильм о свободном человеке».

Сегодня в Карпатах, где снимали «Тени забытых предков», работает музей фильма.

http://gordonua.com/

Памятник Параджанову в Тбилиси

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)