Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
МВФ и Всемирный банк недовольны проектом пенсионной реформы
Олег Ростовцев 22.09 14:01 — комментирует новость МВФ и Всемирный банк недовольны проектом пенсионной реформы
Гройсман пригрозил Раде отставкой
Олег Ростовцев 22.09 13:59 — комментирует новость Гройсман пригрозил Раде отставкой
КНДР снова может испытать водородную бомбу
Олег Ростовцев 22.09 13:57 — комментирует новость КНДР снова может испытать водородную бомбу
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАРОМЕТР №32 (Сентябрь), 2017г.
Борис Рогозин 22.09 13:45 — комментирует статью ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАРОМЕТР №32 (Сентябрь), 2017г.
Мартышкин труд ментальных паразитов
Федор Байдал 22.09 13:27 — комментирует статью Мартышкин труд ментальных паразитов
Мартышкин труд ментальных паразитов
Владимир Коваль 22.09 13:22 — комментирует статью Мартышкин труд ментальных паразитов
Мартышкин труд ментальных паразитов
Владимир Коваль 22.09 13:18 — комментирует статью Мартышкин труд ментальных паразитов
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАРОМЕТР №32 (Сентябрь), 2017г.
Сергей Зленко 22.09 13:01 — комментирует статью ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАРОМЕТР №32 (Сентябрь), 2017г.
Минск предложил провести у себя переговоры ЕС, США, России и Китая
Олег Ростовцев 22.09 12:56 — комментирует новость Минск предложил провести у себя переговоры ЕС, США, России и Китая
Виктор Медведчук: Антироссийская санкционная война играет на руку экстремистам
Олег Ростовцев 22.09 12:52 — комментирует новость Виктор Медведчук: Антироссийская санкционная война играет на руку экстремистам
Хорватия согласна помочь в реализации Минских соглашений
Олег Ростовцев 22.09 12:50 — комментирует новость Хорватия согласна помочь в реализации Минских соглашений
Виктор Медведчук: Антироссийская санкционная война играет на руку экстремистам
Сергей Зленко 22.09 12:35 — комментирует новость Виктор Медведчук: Антироссийская санкционная война играет на руку экстремистам
И снова о школьной реформе
Федор Байдал 22.09 12:07 — комментирует статью И снова о школьной реформе
ГФС: Треть топлива в Украине поставляется теневым рынком
Олег Ростовцев 22.09 12:02 — комментирует новость ГФС: Треть топлива в Украине поставляется теневым рынком
НАТО поддерживает введение миротворцев на Донбасс
Олег Ростовцев 22.09 12:01 — комментирует новость НАТО поддерживает введение миротворцев на Донбасс
Президент Румынии отменил визит в Украину из-за нового закона об образовании
Олег Ростовцев 22.09 11:59 — комментирует новость Президент Румынии отменил визит в Украину из-за нового закона об образовании
Мартышкин труд ментальных паразитов
Федор Байдал 22.09 11:52 — комментирует статью Мартышкин труд ментальных паразитов
Мартышкин труд ментальных паразитов
Федор Байдал 22.09 11:42 — комментирует статью Мартышкин труд ментальных паразитов
Часть 1. (продолжение) «Выбор ниши на старте, или чем нужно заняться”
Владимир Коваль 22.09 11:36 — комментирует статью Часть 1. (продолжение) «Выбор ниши на старте, или чем нужно заняться”
Часть 1. (продолжение) «Выбор ниши на старте, или чем нужно заняться”
Владимир Коваль 22.09 11:28 — комментирует статью Часть 1. (продолжение) «Выбор ниши на старте, или чем нужно заняться”
Культура
Сергей Ветров
790 статей

Старейший датированный памятник славянской письменности

Старейший датированный  памятник славянской письменности

Древние римляне говорили, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. Невероятно интересна и загадочна судьба древнейшей русской датированной книги. Остромирово Евангелие 1056-1057 годов – памятник выдающегося значения для истории славянского языкознания, для истории палеографии, книжного дела, искусства и культуры Руси середины XI века. В нем, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка. 

Известный историк русской словесности П.Н. Полевой, говоря о значении Остромирова Евангелия в ряду других древних памятников, замечает: «Въ этой драгоценной рукописи мы обладаемъ величайшимъ сокровищемъ: какъ въ смысле древности, так и въ смысле внешней красоты памятника».

Остромирово Евангелие представляет собой толстый том большого формата, написанный на 294 листах пергамента (называвшегося на Руси «харатья»). По содержанию и структуре текста Евангелие является кратким апракосом, то есть, относится к богослужебным книгам.

На последней странице книги писец называет свое имя: «Аз Григорий диакон написах Евангелие сие». Начал он свой труд 21 октября 1056 г., а закончил 12 мая 1057 г. Книгу дьякон написал по заказу человека, которого звали «в крещении Иосиф, а миръскы Остромир». Сын Ярослава Мудрого Изяслав поручил ему управлять Новгородской землей.

Остромир – представитель одного из самых древних русских родов. Его дед Добрыня (былинный Добрыня Никитич) приходился дядей святому князю Владимиру Красное Солнышко и активно участвовал в деле крещения Руси. По имени первого владельца книга и называется Остромировым Евангелием.

Вскоре Остромир во главе новгородского ополчения отправился в поход «на Чудь» и был убит. Можно предположить, что создание дьякона Григория попало в новгородский Софийский собор, построенный незадолго перед этим на высоком берегу Волхова. Здесь книга находилась в течение нескольких столетий.

Уже в начале XVIII в. встречается упоминание о ней в описях Воскресенской дворцовой церкви Московского кремля. Хранилась она здесь в «большом сундуке». Каким образом Остромирово Евангелие попало в Москву, сказать трудно. Быть может, книгу вместе с другими драгоценностями и памятниками древнерусской культуры вывез из Новгорода царь Иван Грозный, подозревавший этот город в измене и разгромивший его в 1570 г.

Это не последнее путешествие манускрипта.

В ноябре 1720 г. Петр I приказал «книгу Евангелие, писанное на пергаменте, которому 560 лет, отправить в Питер-Бурх». С великими осторожностями книгу запаковали и на санях под охраной повезли в новую столицу. Собирая разные редкости, Петр I хотел познакомиться и с древнейшей из сохранившихся русских книг.

Вскоре царь умер, и Остромирово Евангелие потерялось. Нашел его 80 лет спустя Я.А. Дружинин – личный секретарь Екатерины II.

«При осмотре, произведенном мною, хранящегося в гардеробе покойной государыни Екатерины II платья, –  рассказывал Дружинин, – нашел я в прошлом 1805 г. сие Евангелие. Оно нигде в описи и в приходе не записано и потому неизвестно, давно ли и от кого туда зашло. Вероятно, поднесено было Ея Величеству и отдано для хранения в комнаты ее, а потом сдано в гардероб. Камердинеры и гардеробские помощники оставили его без уважения, и оно забыто».

Вот так чуть не пропала древнейшая книга Руси.

В 1806 г. Остромирово Евангелие передали в Императорскую публичную библиотеку – ныне Российскую национальную библиотеку (Санкт-Петербург).

В 1843 г. текст Остромирова Евангелия впервые воспроизвели типографским способом. Труд в издании взял на себя академик А.Ф. Востоков, большой знаток древнерусского языка. Часть пожертвованных средств на выпуск Евангелия употребили на создание роскошного переплета-оклада, украшенного драгоценными камнями. Из-за этого оклада книга впоследствии чуть не пропала.

Текст первой русской книги не просто был перепечатан, а воспроизведен фотолитографическим способом с сохранением многих особенностей оригинала. Такие издания называют факсимильными.

И последнее приключение книги, которое едва не стало для нее роковым. В 1932 г. в Отделе рукописей Публичной библиотеки испортился водопровод. Мастера, который пришел чинить его, привлек блеск серебряного оклада книги, лежавшей в одной из витрин. Он разбил стекло, содрал оклад, а бесценную рукопись забросил за (на) шкаф. Преступника в тот же день поймали. А Остромирово Евангелие решили больше не переплетать. Листы сшили в тетради хирургическим шелком, каждую тетрадь поместили в бумажную обложку, а весь блок – в тяжелый футляр из полированного дуба.

Спустя время книгу извлекли из сейфа и сфотографировали каждую ее страницу. Цветные фотографии использовали для подготовки нового факсимильного издания, которое увидело  свет в 1988 г. и было приурочено к 1000-летию крещения Руси, и в настоящее время играет роль основной охранной копии бесценного памятника. Один экземпляр из 5-ти тыс. тиража хранится в фонде библиотеки ХНАУ, что позволяет нашим читателям прикоснуться к одному из древнейших изданий.

Помимо своей неимоверной ценности, Остромирово Евангелие позволяет нам узнать об изготовлении рукописных книг в Древней Руси.

Приступая к работе, писец брал стопу пергаментных листов, которые изготовляли из кожи (преимущественно молодых телят) и тщательно расчерчивал их параллельными линиями при помощи тупого шильца.   Рукописи большого формата писали в два столбца; так написано и Остромирово Евангелие. В каждом столбце по 18 строк.

Основным инструментом писца было гусиное перо, которое полагалось расщепить и заточить. Делали это небольшим ножиком, который с тех давних времен называется перочинным.

Писали чернилами, которые изготовляли из ржавого железа, из сажи, из специальных чернильных орешков. Заголовки воспроизводились красной киноварью (смеси золотого порошка с рыбьим клеем).

Написано Евангелие строгим и четким почерком. Вертикальные штрихи букв здесь строго перпендикулярны к линиям строк. Такой тип письма называется уставом.

Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. В Остромировом Евангелии – три иллюстрации, на которых изображены легендарные евангелисты Марк, Лука и Иоанн. Должна быть и четвертая миниатюра с изображением апостола Матфея. Видимо писец не успел ее сделать, так как оставил для нее пустой лист.

Каждый новый раздел в древнерусской книге начинали с нового листа, в верхней части которого размещали орнаментальное, чаще всего прямоугольное украшение – заставку. В Евангелии заставки исполнены яркими и чистыми красками – алой, синей, зеленой  и прописаны золотом. Основной мотив орнаментики – крупные пятилепестковые цветы.

Художественное убранство рукописи дополняли крупные буквы-инициалы, которыми начинались самостоятельные разделы текста. Такой орнамент, как в Остромировом Евангелии, называется старовизантийским. Большие цветки, заключенные в окружности, треугольники, сердечки, напоминают перегородчатую эмаль, превосходные образцы которой оставлены византийскими и древнерусскими ювелирами.

Старовизантийский стиль в XII – XIII вв. был заменен тератологическим. Слово происходит от греческого «тератос», что значит «чудовище». Основной его признак – фигурки людей или зверей, которые входят в ткань, в композицию заставки и инициала.

Дьякон Григорий писал Остромирово Евангелие почти 7 месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Это был тяжелый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и темную половину дня, писали при свечах или лучинах. Подчас писца одолевала дремота, и он делал ошибки.

Столь высокая трудоемкость изготовления книги, дорогая цена, которую приходилось платить за пергамент, чернила и краски, приводили к тому, что рукописи стоили очень дорого.

В 2011 году Остромирово Евангелие включено в реестр ЮНЕСКО «Память мира», который объединяет наиболее ценные и значимые памятники мирового культурного наследия человечества.

 По материалам ХНАУ

 

 

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (3)

"Остромирово Евангелие! как памятник истории и культуры древней Руси - еще одно неоспоримое свидетельство того, что дальнейшее дробление Древнерусского государства было процессом сепаратизма. Не пора ли актуализировать проблему реальной борьбы с этим сепаратизмом и называть имена истинных сепаратистов.

Ога. И памятников, памятников им по вмей Рассеи наставить!!

Памятников разным сепаратистам уже вполне достаточно
для продолжения имеющейся чехарды.