Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
«Узаконенное» преступление против государственности
Дмитрий Грозовский 25.04 11:30 — комментирует статью «Узаконенное» преступление против государственности
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Владимир Коваль 25.04 07:56 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Владимир Коваль 25.04 07:49 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Константин Киричек 25.04 03:47 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Константин Киричек 25.04 03:40 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Лаала Лаала 25.04 02:18 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Лаала Лаала 25.04 02:13 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Лаала Лаала 25.04 02:12 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Владимир Коваль 25.04 00:41 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Владимир Коваль 25.04 00:34 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Константин Киричек 24.04 23:19 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Лаала Лаала 24.04 22:47 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Лаала Лаала 24.04 22:45 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Владимир Коваль 24.04 22:35 — комментирует новость В США сына депутата Госдумы посадили на 27 лет
Уничтожается не наука, а государство
Марьяна Коровай 24.04 22:33 — комментирует видео Уничтожается не наука, а государство
«Украина не должна стать тем, кто убьет “Минск”»
Марьяна Коровай 24.04 22:33 — комментирует статью «Украина не должна стать тем, кто убьет “Минск”»
«Украина не должна стать тем, кто убьет “Минск”»
Дмитрий Грозовский 24.04 22:20 — комментирует статью «Украина не должна стать тем, кто убьет “Минск”»
Уничтожается не наука, а государство
Дмитрий Грозовский 24.04 22:15 — комментирует видео Уничтожается не наука, а государство
Уничтожается не наука, а государство
Дмитрий Грозовский 24.04 22:14 — комментирует видео Уничтожается не наука, а государство
Кому и как создавать будущее Украины
Олег Мороз 24.04 21:21 — комментирует видео Кому и как создавать будущее Украины
Культура
Сергей Ветров
776 статей

Старейший датированный памятник славянской письменности

Старейший датированный  памятник славянской письменности

Древние римляне говорили, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. Невероятно интересна и загадочна судьба древнейшей русской датированной книги. Остромирово Евангелие 1056-1057 годов – памятник выдающегося значения для истории славянского языкознания, для истории палеографии, книжного дела, искусства и культуры Руси середины XI века. В нем, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка. 

Известный историк русской словесности П.Н. Полевой, говоря о значении Остромирова Евангелия в ряду других древних памятников, замечает: «Въ этой драгоценной рукописи мы обладаемъ величайшимъ сокровищемъ: какъ въ смысле древности, так и въ смысле внешней красоты памятника».

Остромирово Евангелие представляет собой толстый том большого формата, написанный на 294 листах пергамента (называвшегося на Руси «харатья»). По содержанию и структуре текста Евангелие является кратким апракосом, то есть, относится к богослужебным книгам.

На последней странице книги писец называет свое имя: «Аз Григорий диакон написах Евангелие сие». Начал он свой труд 21 октября 1056 г., а закончил 12 мая 1057 г. Книгу дьякон написал по заказу человека, которого звали «в крещении Иосиф, а миръскы Остромир». Сын Ярослава Мудрого Изяслав поручил ему управлять Новгородской землей.

Остромир – представитель одного из самых древних русских родов. Его дед Добрыня (былинный Добрыня Никитич) приходился дядей святому князю Владимиру Красное Солнышко и активно участвовал в деле крещения Руси. По имени первого владельца книга и называется Остромировым Евангелием.

Вскоре Остромир во главе новгородского ополчения отправился в поход «на Чудь» и был убит. Можно предположить, что создание дьякона Григория попало в новгородский Софийский собор, построенный незадолго перед этим на высоком берегу Волхова. Здесь книга находилась в течение нескольких столетий.

Уже в начале XVIII в. встречается упоминание о ней в описях Воскресенской дворцовой церкви Московского кремля. Хранилась она здесь в «большом сундуке». Каким образом Остромирово Евангелие попало в Москву, сказать трудно. Быть может, книгу вместе с другими драгоценностями и памятниками древнерусской культуры вывез из Новгорода царь Иван Грозный, подозревавший этот город в измене и разгромивший его в 1570 г.

Это не последнее путешествие манускрипта.

В ноябре 1720 г. Петр I приказал «книгу Евангелие, писанное на пергаменте, которому 560 лет, отправить в Питер-Бурх». С великими осторожностями книгу запаковали и на санях под охраной повезли в новую столицу. Собирая разные редкости, Петр I хотел познакомиться и с древнейшей из сохранившихся русских книг.

Вскоре царь умер, и Остромирово Евангелие потерялось. Нашел его 80 лет спустя Я.А. Дружинин – личный секретарь Екатерины II.

«При осмотре, произведенном мною, хранящегося в гардеробе покойной государыни Екатерины II платья, –  рассказывал Дружинин, – нашел я в прошлом 1805 г. сие Евангелие. Оно нигде в описи и в приходе не записано и потому неизвестно, давно ли и от кого туда зашло. Вероятно, поднесено было Ея Величеству и отдано для хранения в комнаты ее, а потом сдано в гардероб. Камердинеры и гардеробские помощники оставили его без уважения, и оно забыто».

Вот так чуть не пропала древнейшая книга Руси.

В 1806 г. Остромирово Евангелие передали в Императорскую публичную библиотеку – ныне Российскую национальную библиотеку (Санкт-Петербург).

В 1843 г. текст Остромирова Евангелия впервые воспроизвели типографским способом. Труд в издании взял на себя академик А.Ф. Востоков, большой знаток древнерусского языка. Часть пожертвованных средств на выпуск Евангелия употребили на создание роскошного переплета-оклада, украшенного драгоценными камнями. Из-за этого оклада книга впоследствии чуть не пропала.

Текст первой русской книги не просто был перепечатан, а воспроизведен фотолитографическим способом с сохранением многих особенностей оригинала. Такие издания называют факсимильными.

И последнее приключение книги, которое едва не стало для нее роковым. В 1932 г. в Отделе рукописей Публичной библиотеки испортился водопровод. Мастера, который пришел чинить его, привлек блеск серебряного оклада книги, лежавшей в одной из витрин. Он разбил стекло, содрал оклад, а бесценную рукопись забросил за (на) шкаф. Преступника в тот же день поймали. А Остромирово Евангелие решили больше не переплетать. Листы сшили в тетради хирургическим шелком, каждую тетрадь поместили в бумажную обложку, а весь блок – в тяжелый футляр из полированного дуба.

Спустя время книгу извлекли из сейфа и сфотографировали каждую ее страницу. Цветные фотографии использовали для подготовки нового факсимильного издания, которое увидело  свет в 1988 г. и было приурочено к 1000-летию крещения Руси, и в настоящее время играет роль основной охранной копии бесценного памятника. Один экземпляр из 5-ти тыс. тиража хранится в фонде библиотеки ХНАУ, что позволяет нашим читателям прикоснуться к одному из древнейших изданий.

Помимо своей неимоверной ценности, Остромирово Евангелие позволяет нам узнать об изготовлении рукописных книг в Древней Руси.

Приступая к работе, писец брал стопу пергаментных листов, которые изготовляли из кожи (преимущественно молодых телят) и тщательно расчерчивал их параллельными линиями при помощи тупого шильца.   Рукописи большого формата писали в два столбца; так написано и Остромирово Евангелие. В каждом столбце по 18 строк.

Основным инструментом писца было гусиное перо, которое полагалось расщепить и заточить. Делали это небольшим ножиком, который с тех давних времен называется перочинным.

Писали чернилами, которые изготовляли из ржавого железа, из сажи, из специальных чернильных орешков. Заголовки воспроизводились красной киноварью (смеси золотого порошка с рыбьим клеем).

Написано Евангелие строгим и четким почерком. Вертикальные штрихи букв здесь строго перпендикулярны к линиям строк. Такой тип письма называется уставом.

Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. В Остромировом Евангелии – три иллюстрации, на которых изображены легендарные евангелисты Марк, Лука и Иоанн. Должна быть и четвертая миниатюра с изображением апостола Матфея. Видимо писец не успел ее сделать, так как оставил для нее пустой лист.

Каждый новый раздел в древнерусской книге начинали с нового листа, в верхней части которого размещали орнаментальное, чаще всего прямоугольное украшение – заставку. В Евангелии заставки исполнены яркими и чистыми красками – алой, синей, зеленой  и прописаны золотом. Основной мотив орнаментики – крупные пятилепестковые цветы.

Художественное убранство рукописи дополняли крупные буквы-инициалы, которыми начинались самостоятельные разделы текста. Такой орнамент, как в Остромировом Евангелии, называется старовизантийским. Большие цветки, заключенные в окружности, треугольники, сердечки, напоминают перегородчатую эмаль, превосходные образцы которой оставлены византийскими и древнерусскими ювелирами.

Старовизантийский стиль в XII – XIII вв. был заменен тератологическим. Слово происходит от греческого «тератос», что значит «чудовище». Основной его признак – фигурки людей или зверей, которые входят в ткань, в композицию заставки и инициала.

Дьякон Григорий писал Остромирово Евангелие почти 7 месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Это был тяжелый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и темную половину дня, писали при свечах или лучинах. Подчас писца одолевала дремота, и он делал ошибки.

Столь высокая трудоемкость изготовления книги, дорогая цена, которую приходилось платить за пергамент, чернила и краски, приводили к тому, что рукописи стоили очень дорого.

В 2011 году Остромирово Евангелие включено в реестр ЮНЕСКО «Память мира», который объединяет наиболее ценные и значимые памятники мирового культурного наследия человечества.

 По материалам ХНАУ

 

 

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Для того, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь !
Комментарии (3)

"Остромирово Евангелие! как памятник истории и культуры древней Руси - еще одно неоспоримое свидетельство того, что дальнейшее дробление Древнерусского государства было процессом сепаратизма. Не пора ли актуализировать проблему реальной борьбы с этим сепаратизмом и называть имена истинных сепаратистов.

Ога. И памятников, памятников им по вмей Рассеи наставить!!

Памятников разным сепаратистам уже вполне достаточно
для продолжения имеющейся чехарды.