Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Культура
Сергей Ветров
329 статей

Такого «Бог дает раз на сто лет — и то на Пасху»

Такого «Бог дает раз на сто лет — и то на Пасху»

Почему его так любили? Пожалуй, на этот вопрос имеется самый легкий и достоверный ответ. Потому что природа — не дура и знает, когда посылать на грешную землю своих избранников, актеров милостью Божьей.  Собственно говоря, феноменов! Возможно, для популярности кому-то не хватает природного дарования, сонма успешных ролей в кино (или на телевидении). При этом вроде бы и человек известный, а магнита в нем нет! Сила влечения масс к таковому — ноль!  А вот актеры-феномены, которых в разные времена было сколько надо, располагаются в другой «таблице» (не Менделеева!). Такие актеры — исключительные «фольклорные элементы». Как у Филатова? «Я фольклорный элемент, у меня есть документ!». Бесспорное обаяние, врожденный магнетизм, своеобразный колорит, их же «эксклюзивная» харизма — все это и выводило ИХ за рамки «чистого актерства». И забрасывало в самую гущу народной мифологии...  В ХХ веке в советском театре-кино подлинно «фольклорных элементов» было приличное количество. Таков, например, Петр Алейников, которого цитировали после «Трактористов». Такова Рина Зеленая со своими тетушками, семенящими вдоль главных сюжетов разных картин. Такова великая Раневская, шагнувшая с экранов в водоворот фольклора. Пожалуй, такой же «элемент» Борис Бабочкин, поселившийся в народном творчестве благодаря своему Чапаеву. Чуть позже, в 60-е: Никулин, Моргунов и Вицин (Балбес, Бывалый, Трус). Естественно, фольклорными стали «фашисты» из сериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» — Штирлиц и Мюллер.  А в Украине? Разумеется, Мыкола Федорович, доигравший своей жизнью то, чего не удавалось в кино или на сцене. Безусловно, Копержинская, принимаемая народом как «своя», как женщина с поля-огорода, а не из коварного артистического будуара. В этом ряду — Сова, Тарапунька, Штепсель, театральная актриса Швидлер. И, пожалуй, Леонид Федорович Быков, снявший в 70-е в Киеве два военных фильма и еще больше породнившийся с народом, которому и так служил верой и правдой. 

…Из них всех наибольший индекс цитирования (и наивысший рейтинг анекдотизма), естественно, у Яковченко. И где более разлит его колорит — в творчестве или в жизни? — по-прежнему спорный вопрос.  Жизненные похождения «клоуна» кажутся естественным продолжением его же часто оборванных кинематографических или сценических историй.  Можно подумать: да что он такое глобальное играл-то? Выходил в «тюбетейке» всего на несколько минут в хите франковцев «В степях Украины», корчил физиономию, затем приговаривал: «Зірки, і ті зриваються… І в дальній путь на довгії года!» И все! И этого хватило. Хватило настолько, что когда в 1952 году Тимофей Левчук экранизировал театральный спектакль, то Яковченко после кинопремьеры часто только так и называли в народе — «Довгоносик». Даже «клеймили» при встречах, отчитывали за аморальный и антисоциалистический образ жизни. В случае с Яковченко, как мне видится, возникал еще и некий «реверсный процесс» взаимоотношений артиста—персонажа. Казалось, сами образы из разных пьес и сценариев «подстраивались» под природу этого лицедея — и бодро шагали ему навстречу. А тому ничего не стоило — лишь щелкнуть пальцем, лукаво подмигнуть и — «Клоун идет на манеж!» И так вот лицедействовать, играть, «феноменить» он начал с юных лет. Его имя гремело еще в родных Прилуках в 20-е годы. Был в то время такой себе театр, которым руководил Пилип Хмара. В этом коллективе юный актер и блистал, как молодой месяц. Примерно тогда же он надевал на себя рясу во время пасхальных праздников, ходил меж домов, пел псалмы. Одаривал благословениями людей — и при этом собирал щедрые дары как бы «на церковь». И взрослые, и дети верили ему: падали на колени, одаривали пасхами, яйцами, бутылками. Настоящий священник! Хотя это была всего лишь игра, перевоплощение по нужде (куска хлеба ради). А он при этом «давал» еще и сильный вокал (у него был сочный баритон).  Ну как в такой момент сказать: «Не верю!»? Верили.  Или гораздо позже — в киевском театре — он мог заявиться на порог кабинета директора театра и… с ходу — «Усі бандити!». Это не значило, что он собирался «разоблачать», это значило, что очередная «роль» уже скакала ему навстречу. 

…При всей разности этих его ролей (а задействован он был примерно в двух сотнях спектаклей и 55 кинокартинах) всегда просвечивает в его палитре упомянутый мною «фольклорный элемент» — человек и персонаж. Его безоговорочное комедийное наполнение — в тех-таки фильмах-спектаклях — до конца никогда не исчерпывалось. И оставляло «выход» за сцену. За экран. В водоворот жизни улиц. Сам актер, сиживая в гримерке, частенько хлопал себя по лицу, приговаривая: «Ех ти, пичко моя, годувальниця!» Иван Пырьев, пригласив его в 60-е в фильм «Наш общий друг», категорически запретил Яковченко пользоваться гримом: «Коля, такую морду, как у тебя, Бог дает раз на сто лет — и то на Пасху, не вздумай портить ее гримом!».  Пожалуй, Пырьев единственный, кто точно ухватил суть этого «элемента». Яковченко и так всегда разный — даже без грима. Без всяких внешних приспособлений.  Тем временем у актера-«фольклороносителя» должен быть свой фирменный «Муля»! Как у той же Раневской, которая перед Великой отечественной войной снялась в «Подкидыше», произнесла на свою голову: «Муля, не нервируй меня!» — и превратила впоследствии свою жизнь в сущий «ад».  У Яковченко как раз и не было какой-то единственной фольклоротворящей роли-маски, за которую уцепилась бы народная память. Его «муля» произрастал в десятках различнейших образов. Начиная с Бублика в спектакле «Платон Кречет» в 30-е, когда актер понравился самому Корнейчуку. Потом — Довгоносик. После — в 50-е — забавный дед-рыбак в спектакле «Калиновая роща»...  А уж начиная с 1952-го, косяком пошли самые разные его персонажи. И яковченковский «муля» каждый раз выныривал буквально из событийного русла той или иной истории.  Между прочим, многие сюжеты мало кто помнит. А вот Яковченко, его «мулизмы», не стираются: «Шельменко-денщик», «Літа молодії», «Королева бензоколонки», «Вий», «Варькина земля», «Меж высоких хлебов». Естественно, мощным таким «мулей» может считаться его Пацюк из фильма А.Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», с которым, разумеется, тоже связаны истории… Когда на «надцатом» дубле Пацюк-Яковченко уже устал глотать вареники, все же постарался взять себя в руки: устоять до конца! Ну а уж когда вышел из павильона и поплелся по ночному городу, то весь этот гоголевский рацион и вывернуло из него… Проходившая мимо дама строго отчитала артиста: «Ну что, нализался, паразит, как свинья?!» И бедному Яковченко стало так обидно: ведь трезвый был как стеклышко, просто «перетрудился» на съемках. 

Согласно «теории» и практике, у каждого клоуна (как фольклорного элемента) существуют и свои конфликты с действительностью. Клоуну всегда чудится, будто бы он столь же вольготно может существовать в разных жанровых сферах (не только в комедии). И маска ряженого может быть так же легко заменима — на трагические одежды, скажем, шекспировских героев. Поэтому и Никулин стремился сыграть в военной драме по К.Симонову. И характерная Фаина Георгиевна столь потрясающа в своих трагических отражениях («Мечта», «Дальше — тишина»). И фольклорная Копержинская, как известно, открыла себя с другой стороны, не побоявшись выйти на сцену в интеллектуальной европейской трагикомедии «Визит старой дамы».  Вот и Яковченко постоянно искал такой же открытый выход в драматический космос. Когда я расспрашивал об актере Марину Захаренко-Корнейчук, супругу драматурга Александра Корнейчука, то с удивлением узнал, как страстно украинский клоун мечтал сыграть мавра Отелло… — Мыкола Федорович знал наизусть целые фрагменты из этой шекспировской трагедии! И часто сетовал, что ни один режиссер не видит его в роли ревнивого мавра, — рассказывает Марина Федотовна. — А когда Александр Евдокимович читал ему свою пьесу «Банкир», то видел слезы в глазах актера, до того он хотел попробовать себя в другом амплуа...  …Неудивительно, что когда на сцене франковцев однажды выступала известная греческая трагедийная актриса Аспасия Папатанасиу (со спектаклем «Антигона»), именно Яковченко и вызвался ее чествовать. И, выйдя на сцену, стал легко, без запинки, «шпарить» на греческом. Многие от неожиданности рассмеялись. А мне кажется, что в такой вот «выходке» он и пытался продвигать себя в высоких жанрах: мол, смотрите, а я еще и так могу!

Родился Николай Фёдорович 3 мая 1900 года в Прилуках. Народная любовь пришла к нему намного раньше, чем звание народного артиста Украины (1970)… 
Полностью читайте здесь:  http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/glazami_klouna___lyubov_i_razluki_mykoly_yakovchenko.html

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (1)
Владимир Коваль | 03.05.2016 18:06

Раньше бывая часто в Киеве,после всех дел, коротая несколько часов до поезда,я любил посиживать как раз на той скамейке что слева на фото.Хорошее место в столице перед театром.