Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Культура
Сергей Ветров
329 статей

«Учитель, укрой меня своей шинелью»

«Учитель, укрой меня своей шинелью»

Великое всегда притягивает… Сегодня в день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова – разговор о нём. Осознают ли киевляне, что им повезло родиться в городе, который дал миру великого писателя?

С детства Булгаков был страстным читателем, и, по свидетельству старшей сестры, в восьмилетнем возрасте прочитал «Собор Парижской Богоматери». При этом с детства имея исключительную память, многое из прочитанного запоминал наизусть.

Во многих биографиях писателя, авторы часто говорят, что Булгаков смог определиться как писатель к 30-ти годам, то есть уже в зрелом возрасте. Это ошибочное мнение — Булгаков начал писать очень рано. Первый рассказ «Похождения Светлана» был написан им, когда писателю исполнилось всего 7 лет,

Как известно, прославленный писатель имел медицинское образование и практиковал в качестве врача. По окончании медицинского университета в 1916 году студента Михаила Булгакова направили по распределению земским врачом в Смоленск, куда он отправился с женой Татьяной. В первый же выход на работу, вернее ночь, привезли роженицу, а ее взбудораженный муж, угрожая молодому врачу пистолетом, кричал: «Если она умрет, убью!» Роды принимали вместе: Татьяна находила в учебнике по гинекологии нужную страницу и зачитывала, а Булгаков следовал инструкциям. Все закончилось благополучно.

Считается, что квартира Булгакова многократно обыскивалась сотрудниками НКВД, и им было известно о существовании и содержании чернового варианта «Мастера и Маргариты». Также у Булгакова в 1937 году был телефонный разговор со Сталиным (содержание которого никому не известно). Несмотря на массовые репрессии 1937—1938 годов, ни Булгакова, ни кого-либо из членов его семьи не арестовали.

Мало кто знает, что роман «Мастер и маргарита» был посвящен возлюбленной писателя Елене Сергеевне Нюренберг. Это была его последняя любовь и самая сильная, она принесла много страданий и счастья обоим. К тому времени как они встретились, у них уже были семьи, которые пришлось разрушить, чтобы навсегда соединить свои судьбы узами брака.

Булгаков хранил театральные билеты на все спектакли, которые посещал.

1917 год – тяжелое голодное время для русского народа. Булгаков тогда работал врачом в одной небольшой земской больнице. Заразившись от ребенка дифтерией, Булгаков ввел себе противодифтерийную сыворотку. Эффект оказался неожиданным – у молодого доктора возникла сильнейшая аллергическая реакция, которая проявилась жуткой сыпью на коже и нестерпимым зудом. Булгаков мучился всю ночь, после чего не выдержал и попросил жену об инъекции морфия. Повторные инъекции в течение следующих дней помогли ему справится с ужасной аллергической реакцией, но вызвали привыкание организма к наркотическому препарату.

К тому времени, когда была создана 1-ая полная редакция текста «Мастера и Маргариты», Булгаков был уже смертельно болен, и некоторые главы этого романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Роман был закончен в феврале 1940 года, за месяц до смерти писателя.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

Первоначально на могиле Гоголя на монастырском кладбище был камень, прозванный Голгофой из-за сходства с Иерусалимской горой. При перезахоронении в другое место на могилу Гоголя решили установить его бюст. А камень с могилы Гоголя, впоследствии, установила на могиле Булгакова его жена. И тут примечательна фраза Булгакова, которую он часто адресовал Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

МАСТЕР БЫЛ И ОСТАЕТСЯ ДУХОВНЫМ НАСЛЕДНИКОМ НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ

«Я попробую исправить его, он может служить к славе царствования», - говорит король Людовик XIV о драматурге Мольере в «Кабале святош». В том же духе рассуждал и Иосиф Сталин об авторе пьесы Михаиле Булгакове. Но упрямый драматург не сдавался на милость жестокому веку. Он придерживался старомодных - очень твердых - понятий о чести. Михаил Булгаков, со дня рождения которого 15 мая исполнилось 125 лет, был человеком на все времена, как и его произведения, укрепляющие в человеке дух свободы и мужества…

«Мне на плечи кидается век-волкодав». Булгаков сменил много профессий и ролей: военного врача, журналиста, переводчика, либреттиста Большого театра, актера, режиссера, писателя. Он любил менять маски: то подчеркивал свой консерватизм, «особость» и старомодность накрахмаленным воротничком, моноклем и галстуком-бабочкой, то был душой компании, затейником, бонвиваном. Современники считали его «легким», «театральным», «скромным», «дьявольски умным». В дневниках Елены Сергеевны Булгаков предстает богемным человеком, любителем ресторанов, вечеров с друзьями, розыгрышей, культпоходов. Вся его внутренняя жизнь будто ускользает от непристального взгляда. Так же было и с Моцартом, и с Пушкиным, чьи обаяние и лучезарность иной раз принимали за легкомыслие и легковесность…
…За всей мозаикой увлечений и свойств характера Булгакова скрывалась его цельная и неизменная суть. «Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была… беспощадной схваткой ради чистых человеческих помыслов», - писал Константин Паустовский о Булгакове. Жертвенную судьбу писателя замечательно иллюстрирует и работа художника Виктора Бахтина: под портретом ясноглазого драматурга - терновый венец, увитый розами.
«Писатель-попутчик», как называли непролетарских писателей, Булгаков в 1931 году в письме к Сталину назвал себя «литературным волком»: «Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя». Как не раз замечал Булгаков, ему не прощали «бесчисленные уродства быта» в его сатирических повестях, унаследованный от Гоголя и Салтыкова-Щедрина «яд» языка, «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса… в отсталой стране» и «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».
На литературного волка Булгакова устроили настоящую облаву: на его произведения были сотни отрицательных рецензий, а положительных - считанные единицы. Но имена критиков латунских - преследователей Мастера - канули в Лету. А сам писатель заслужил Вечность. Как говорил Воланд, «все будет правильно, на этом построен мир».
Чем люди живы. Фантастика - это всегда притча о реальности. То, на что так надеются люди и что порой неосуществимо в действительности, переносится в другое измерение. Булгаков, называвший себя «мистическим писателем», оценивал современность с точки зрения вечности.
Как и у пушкинского Пророка, у Булгакова были «вещие зеницы» - он видел то, чего не видят другие: и «неба содроганье», и «горний ангелов полет». Он всегда верил в Высшую справедливость. «Мастер и Маргарита» стали ее манифестом.
Не случайно инсценировки и экранизации этого произведения в России и за рубежом - начиная со спектакля Юрия Любимова 1977 года в Театре на Таганке, фильма «Пилат и другие» Анджея Вайды (1972) и заканчивая лентами Юрия Кары 1994 года и Владимира Бортко (2005) - никого не оставляли равнодушными.
Иешуа в «Мастере и Маргарите», как и его евангельский прообраз, нес страдающим людям милосердие и спасение. Воланд со свитой воплощал Возмездие, судил и карал. Оба героя на время останавливали сумбурную и несправедливую историю, рентгеном просвечивали советскую действительность и ставили диагноз для вечности.
Герои Булгакова дали читателям надежду, что, в конце концов, после всех пиров во время чумы, после карнавала оживших гоголевских «мертвых душ» о людях и эпохе останется память, измеренная добрыми и дурными поступками и мужеством, которое позволяло остаться верным совести. Что может утешить человека лучше, чем надежда на справедливость?
Вечный Дом. Измученный травлей булгаковский Мастер предал свой роман, не выдержал пути на Голгофу. Его крест несла гордая и верная Маргарита. Она стала бесстрашной частью его «Я», его идеальным alter ego, оправданием перед Вечностью, его «вечным Домом».
По Булгакову, дом - это всегда спасение. Он помогает белогвардейцам Турбиным и их друзьям, которым «жизнь перебило… на самом рассвете», выстоять в революционном хаосе, в буране русского бунта (к его ужасам отсылает и эпиграф из «Капитанской дочки»). Эта пьеса была написана в 1925 году, через год после романа «Белая гвардия».
Дом - убежище от разрухи для здравомыслящего и консервативного профессора Преображенского в гротескной повести «Собачье сердце» (1925). Правда, потом силы хаоса - Швондер и его камарилья - проникают и в этот оазис уюта, мастерства и преображения человеческой природы. А Шариков, новый человек - агрессивный, неблагодарный и инфантильный «человек массы», в терминологии Хосе Ортега-и-Гассета, предает профессора, как Иуда.
Большой Дом - Россия - укрепляет дух героев «Бега». «Куда, зачем мы бежали!», - восклицает Серафима Корзухина в конце пьесы, перед возвращением в Россию. Даже палач Хлудов с как будто выжженным изнутри лицом (в экранизации «Бега» Александра Алова и Владимира Наумова его блистательно сыграл Владислав Дворжецкий) тоскует без России…
…Сам Булгаков отказался от эмиграции. После того как его сочинения перестали печатать, а театрам запретили ставить его пьесы, в марте 1930 года Булгаков написал письмо Сталину, в котором настаивал: «Я прошу правительство… приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР». Уже через месяц, в апреле, во время телефонного разговора со Сталиным, Булгаков сказал, что русский писатель не может жить вне родины. В ответ Сталин предложил писателю написать заявление с просьбой принять его во МХАТ. Так Булгаков шесть лет проработал в «намоленном» Художественном театре в качестве режиссера-ассистента.
С 1932 года в театре снова шли «Дни Турбинных», а в 1936 году вышел спектакль «Кабала святош». Булгаков вносил в жизнь театра страстность, поиски, увлекал молодых актеров, спорил с мэтрами – Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Эти творческие дуэли иносказательно описаны в «Театральном романе», в «Жизни господина де Мольера».
Вождь называл «Дни Турбинных» «антисоветской штукой», но смотрел пьесу, по меньшей мере, 15 раз, а «Зойкину квартиру» - 8 раз. Запрещая пьесы Булгакова, Сталин, тем не менее, признавал в разговорах с другими драматургами: «Вот Булгаков!.. Тот здорово берет! Против шерсти берет!».
…Почти ослепший, Булгаков надиктовывал Елене Сергеевне последние варианты «Мастера и Маргариты», понимая, что роману суждено долгие годы быть литературным «призраком», ждущим воплощения - печати.
…В 1940 году Булгакова не стало. В жизни он был наследником Гоголя, остался им и после смерти. Ему достался могильный камень Гоголя, названный «Голгофой». Пройдя голгофу и в жизни, Булгаков до конца остался тверд в своей уверенности: рано или поздно справедливость побеждает…                                                                   Ольга Соболевская

 

 

 

 

 

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)