Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Культура
Сергей Ветров
329 статей

Врубель как «полнейшая форма художественного бытия»

Врубель как «полнейшая форма художественного бытия»

Удивительная судьба выдающегося художника Михаила Александровича Врубеля, творца русского модерна, в чем-то схожа с не менее трагической участью его современника Винсента ван Гога – оба жили и творили в конце XIX в. (Врубель на три года младше ван Гога), а выразительная и оригинальная манера письма живописцев позволяет отнести их творчество к направлению постимпрессионизма. Вполне вероятно, что художники даже не знали о существовании друг друга и не догадывались, что между ними есть много общего – оба были серьезно больны психически и умерли в расцвете творческих лет. Можно и далее продолжать поиски мистических параллелей в судьбах художников, однако искать в них особый смысл не будем, поскольку своеобразие их таланта и автономность их личности неоспорима. Тем не менее, так же как и живопись ван Гога, художественный стиль Врубеля не всегда получал лестные оценки современников, но после смерти гениальность обоих была признана повсеместно. Именно после смерти популярность Врубеля достигла наивысшей точки. Известный критик А. Бенуа, не баловавший работы Врубеля позитивными оценками при его жизни, в некрологе написал: «Бывают жизни художников – сонаты, бывают жизни художников – сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, – дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия».

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста, выходца из Польши. Когда Михаилу было всего три года, его мать скончалась от туберкулеза. Несколько лет спустя отец женился повторно, и в семье родились еще трое детей. Хотя по долгу службы семье Врубелей часто приходилось колесить по Российской Империи, детские годы Михаила прошли вполне благополучно – мачеха тепло относилась к пасынку и, будучи пианисткой, старалась сформировать у ребенка аристократичные манеры и художественный вкус. Характер мальчика еще с отроческих лет не отличался стабильностью – периоды импульсивности, энергичности довольно часто сменялись периодами задумчивости и углубленности в себя.

В гимназические годы Врубель зарекомендовал себя способным учеником, окончил гимназию с золотой медалью. Довольно рано в будущем художнике проявился интерес к рисованию, который заметил отец и всячески поощрял факультативные занятия живописью Михаила. Тем не менее, Александр Врубель смотрел на жизнь практично и настоял на том, чтобы сын продолжил образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Университет он успешно закончил, но желания стать художником не оставил, ведь за годы учебы посещал вечерние классы Академии художеств. Проработал по юридической специальности Врубель недолго и в 1880 г. был зачислен вольным слушателем в ту самую академию.

В 1884 г. молодой и начинающий художник Врубель был приглашен в Киев для участия в реставрационных работах в Кирилловской церкви. Уникальную фреску с изображением Божьей матери Врубель создавал без единого эскиза и дорисовок – уже тогда проявилась его склонность к эйдетизму.

Уже в то время Кирилловская церковь прочно ассоциировалась у киевлян с лечебницей для душевнобольных, которая находилась на территории ее угодий еще с XVIII в. (ныне – психиатрическая больница имени И.П. Павлова). Но, вопреки ложным слухам, Врубель никогда не был ее пациентом – тогда он был абсолютно здоров, хотя и не был лишен некоторой эксцентричности.

Годы, проведенные в Киеве, сформировали его самобытный художественный стиль. К слову, художественная среда Киева относилась к Врубелю с некоторой опаской и, признавая в нем наличие определенных способностей, настоящий талант так и не разглядела. Неудивительно, ведь Киев в те годы был далек от новых течений, а Врубель озадачивал горожан не только необычной манерой письма, но и некоторой заносчивостью и даже эпатажностью в поведении. Так, одевался он в костюмы, сшитые по собственным эскизам (к слову, художником Врубель был практически универсальным – создавал декорации и эскизы костюмов к оперным постановкам и даже сам проектировал наряды для своей жены, делал архитектурные проекты, брался за оформительские работы, охотно занимался декоративно-прикладным творчеством и скульптурой). Наряды эти не всегда соответствовали общепринятым нормам киевской моды – например, он носил бархатные костюмы в венецианском стиле эпохи Возрождения или пальто с пелеринами. Замечали за ним и другие странности – известна история, когда во время работы художник случайно выпачкал нос зеленой краской, а когда окружающие указали на это, он закрасил нос полностью и отправился в таком виде гулять по городу. Впрочем, не сколько эпатаж характеризовал Врубеля в те годы, сколько выраженная импульсивность, что не могло не сказаться и на работе. Часто он совершал необдуманные поступки – мог уехать из города, не предупредив друзей куда и зачем, а потом столь же неожиданно появиться, с легкостью раздаривал свои работы и тут же разрывал их на мелкие клочки. Будучи стесненным в средствах, умудрялся постоянно проматывать свои гонорары, увлекался женщинами и даже наносил себе порезы из-за неразделенной любви к Эмили Праховой, жене профессора-искусствоведа, лик которой он и запечатлел в образе Богоматери в Кирилловской церкви.

Судьба Врубеля тесно переплетена не только с Киевом, но и со всей Украиной – гимназию он оканчивал в Одессе (Ришельевский лицей), в жены взял оперную певицу Надежду Забелу, наследницу знатного рода украинских интеллигентов. При этом тетка Надежды была замужем за не менее известным живописцем Николаем Ге. На их хуторе в Черниговской губернии чета Врубелей частенько гостила, хоть, по признанию Михаила Александровича, творчество Ге он ценил не очень высоко, как, впрочем, и творчество многих других коллег. Именно по дороге к родственникам случилось несчастье в семье Врубелей, вконец подкосившее неустойчивое психическое состояние Михаила Александровича, – заболел и умер от воспаления легких их малолетний сын, родившийся с «заячьей губой», обладавший слабым здоровьем с рождения; похоронен он на Байковом кладбище.

Искусствоведы писали о Врубеле, что классическое мастерство его сочеталось с отсутствием классического равновесия духа. Уже в Киеве проявилась импровизационная манера художника творить – многие картины остались незаконченными, некоторые написаны поверх других, некоторые – с обратной стороны готового холста или вовсе на подвернувшемся клочке бумаги, иногда композиция не умещалась на холсте, и ему приходилось доклеивать листы, чтобы завершить работу. О качестве красок совершенно не заботился, часто рисовал чем попало и на чем попало. Врубель вообще обладал некоторым равнодушием к творческой среде, отсутствием трепетного отношения к творческому процессу, например, в Киеве поверг в шок Васнецова, когда поверх прекрасной картины религиозной тематики, уже проданной сахарозаводчику-меценату Терещенко, нарисовал посредственный сюжет, изображавший циркачку на коне.

Не нашедши признания среди киевского бомонда, в 1889 г. Врубель переезжает в Москву. В этом городе и проходит следующий творческий этап, наиболее плодотворный и зрелый. Врубель присоединяется к Абрамцевскому кружку, куда входят такие маститые живописцы, как Васнецов, Серов, Коровин, Левитан и др., существовавшему за счет поддержки известного московского мецената Саввы Мамонтова. Последний был владельцем частной оперы, на сцене которой, в 1896 г., художнику было суждено впервые увидеть свою будущую жену – Надежду Забелу. Мамонтов оказывал всяческую поддержку живописцу и благодарные Врубели даже назвали в честь него сына, рожденного в 1901 г.,– Саввушкой. Все, кто был близко знаком с Врубелем, считали его брак счастливым, Надежда стала музой-вдохновительницей создания всех женских образов врубелевских картин – он создавал многочисленные портреты жены, наделял ее чертами сказочные образы своих картин – «Садко», «Снегурочка», «Царевна-лебедь». Михаил Александрович в этот период работает интенсивно, создает много новых полотен. Казалось, будущее пророчит художнику счастливую старость в лучах заслуженной славы и в кругу любящей семьи, но судьба обернулась для него роком, а не фортуной…

В 1902 г., в возрасте 46 лет Михаил Врубель поступил в психиатрическую клинику I Московского университета в маниакальном состоянии. Был возбужден, высказывал идеи величия – заявлял, что он император, музыкант, его голос – хор голосов, что пьет только шампанское. Поведение его в отделении нелепо – собирал мусор, нецеленаправленно проводил штрихи углем, карандашами. Через полгода состояние больного стабилизировалось, наступила ремиссия, и он вернулся к творчеству с новой силой.

Удивительно, но в периоды ремиссий Врубель создает много талантливых работ, сохранив, таким образом, художественный дар. Сохранная работоспособность, отсутствие выраженных когнитивных нарушений, проявлений деменции, благодушия, свойственного больным прогрессивным параличом, сделали течение болезни художника нетипичным. Потеря зрения в 1906 году стала наибольшим ударом для Михаила Александровича, оправиться после которого он уже не смог. Сил на борьбу с болезнью у художника больше не оставалось, он неоднократно говорил об усталости от жизни, подолгу стоял перед открытой форточкой, пытаясь умышленно простудиться – Врубель скончался 1 апреля 1910 г. в одной из санкт-петербургских частных клиник после пневмонии.

Последней работой слепнущего мастера стал портрет поэта-символиста Валерия Брюсова, который так и остался незаконченным. У Брюсова сохранились яркие воспоминания об этой встрече: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубахе. У него было красноватое лицо, глаза – как у хищной птицы, торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Он вошел неверной, тяжелой походкой, как бы волоча ноги, и после обычных приветствий спросил: «Это вас я должен писать?» И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений. В жизни, во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство... Но едва рука брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Человек умирал, разрушался, мастер – продолжал жить

http://neuronews.com.ua/

Кирилловская церковь

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)