Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Мирный план

Лжетолкование властью понятий государственности как ограничение свободы убеждений

Лжетолкование властью понятий государственности как ограничение свободы убеждений

Любые термины, понятия, определения, касающиеся той или иной сферы жизни, сами по себе нейтральны. Позитивный или негативный смысл в них вкладывают те, кто берется их толковать. А надо признать, что во власти немало софистов, умеющих преподнести нужные им толкования как наработанную и единственно верную мировую практику. Особенно когда речь идет о государственном устройстве. Вот поэтому, чтобы не позволять собой манипулировать, об особенностях государственного устройства стоит знать.

В зависимости от наличия или отсутствия суверенитета у составных частей государства оно может быть унитарным, федерацией или конфедерацией. Стоит отметить, что в ряде государств (в частности, в Польше, Швейцарии, Германии, Южном Тироле в Италии) их единство зиждется на самостоятельных административных единицах местного самоуправления, подчиняющихся центральной власти. За долгие годы там сформировалось гражданское общество, местное самоуправление и все структуры единого государства. Уже более полувека эти страны являются примером успешной реализации общественных договоров. Причем договоров, позволяющих реализовывать и демократические, и плюралистические ‒ одним словом, высшие ценности государственности.

Но это теория. А что на практике представляет собой региональная автономия с местными парламентом и правительством? Как и в Украине, местных депутатов избирают местные жители. Привычной формой управления таким регионом является местный референдум (думается, в наших реалиях такой институт тоже очень нужен). Местные референдумы, в отличие от общегосударственных, не требуют больших материальных затрат, да и контроль за их проведением вполне реален ввиду сравнительно небольшой территории. А Основной Закон страны является основополагающим в распределении бюджета, дифференциации местных налогов и сборов, при этом региональные власти подконтрольны населению достаточно прозрачно.

В Украине, согласно Конституции, есть регион с автономной системой самоуправления и правом на внутреннее самоопределение в ряде вопросов государственного значения ‒ Автономная Республика Крым, со своими парламентом и правительством, которые до 2014 года действовали слаженно с центральными органами Украины в рамках Основного Закона страны.

С Донбассом ситуация несколько иная. Тут самое главное ‒ не допустить (и на это указывал как комиссар ЕС по правам человека Нил Муйжниекс в 2016 году, так и спецпредставитель по вопросам гуманитарного характера в рамках Трехсторонней контактной группы Виктор Медведчук на протяжении всего конфликта на Востоке Украины), чтобы люди, оставшиеся на неконтролируемых территориях, почувствовали, что предоставлены сами себе, что Киевом не предпринимаются попытки поддержать своих граждан в той сложной ситуации, в которой оказалось наше общество. А вот как с этим обстоит дело на практике, мы знаем от собственных граждан, временно перемещенных с территории Донбасса.

Медведчук предложил свой План-концепцию урегулирования кризиса на Юго-Востоке Украины. Индустриализация и восстановление экономического потенциала Донбасса как части потенциала Украины – вот стратегическое направление действий для власти на ближайшую перспективу. И реализовываться это будет в первую очередь усилиями граждан, которые там проживают и заинтересованы в том, чтобы брать на себя ответственность за восстановление промышленных производств, угледобывающих комплексов, шахт и территорий в целом.

Децентрализация системы органов управления (об этом так много говорила, но фактически ничего не сделала нынешняя власть) наряду с автономизацией предполагает как раз объединение, а не разъединение. Это при продолжающемся вооруженном конфликте территории на Востоке Украины отделены и бесконтрольны (даже при том, что вплоть до 2018 года предприятия с неконтролируемых территорий платили налоги центральной власти в Киеве), продолжается разъединение. Экономическая свобода – вот что реально поможет Украине, которой с 2017 по 2020 год предстоит выплатить $20 млрд долга, восстановить разрушенную инфраструктуру и экономику Донбасса. Но без трансграничного сотрудничества, стратегического управления экономическими процессами, без широких автономных прав и обязанностей региона это невозможно.

Нельзя не согласиться с Виктором Медведчуком, который предлагает правовое отделение субъектов хозяйствования на территории Донбасса ‒ с отдельной системой налогообложения, реформированием локальных центров накопления и использованием финансовых ресурсов по целевой направленности, включая максимально возможные дотации из центрального бюджета, направленные на восстановление производственных комплексов, шахтостроения, металлургии. Воплощение в жизнь такой стратегии восстановления региона обеспечит развитие экономики Украины, формирование бюджетообразующих финансовых потоков.

Естественно, реализация такой стратегии возможна лишь в том случае, если при подконтрольности региона центральной власти местные органы власти будут активно участвовать в планировании развития, изменений политического, экономического, социального характера, создании силовых и судебных структур, чтобы территориальные громады и их объединения принимали участие в формировании накоплений и контроле за их использованием. Это соотносится с положениями Конституции Украины о том, что учредителем власти является народ, а право на самоуправление признается и гарантируется.

Вот почему в данном случае нужно рассматривать вопрос обеспечения гарантий на реализацию гражданами как учредителями власти управленских функций. Это необходимо, чтобы те, кто проживает в ОРДЛО, могли участвовать в общественных процессах, чтобы была обеспечена не только их социальная, но и политико-правовая защита, чтобы могло быть реализовано их право на волеизъявление, их стремление к самоорганизации и самоуправлению, что созвучно с концептом Хельсинкской декларации государств ‒ членов ОБСЕ о «представительном правительстве».

Речь идет о праве на внутреннее самоопределение, беспрепятственное осуществление своего экономического, социального, управленческого и культурного развития без вмешательства извне, путем демократической реструктуризации, без разрушения территориальной целостности и с признанием принципа верховенства права и принятием локальных нормативно-правовых актов на основе Конституции Украины.

На допустимость создания автономных образований и особенностей самоуправления в пределах территории Украины как государства с унитарной формой правления указывают обстоятельства реализации Минских соглашений, в том числе «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года. Президентом Украины был подан в Верховную Раду проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» № 2217а от 01.07.2015, которым предусматривается, в частности, «раздел XV "Переходные положения" дополнить пунктом 18 следующего содержания: "Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом"».

По сути, эта норма выделяет порядок особого осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, отличает его от установленного порядка в других регионах Украины, тем самым указывает на некую автономность статуса этих территорий, пределы которой определяются законом. Законопроект № 2217а был проверен Конституционным Судом Украины на предмет соответствия статьям 157 и 158 Конституции Украины и получил одобрительный вывод (заключение от 30.07.2015 № 2-в/2015).

О допустимости автономных образований в составе унитарной Украины, об особенностях самоуправления в ее пределах свидетельствует и то, что рабочая группа Конституционной комиссии предложила внести в Конституцию Украину изменения, предусматривающие видоизменение Крымской автономии с правом крымскотатарского народа на самоопределение и наделением автономии самостоятельными функциями и полномочиями по правовому урегулированию вопросов образования, духовности, культуры и прочих (материалы заседания рабочей группы Конституционной комиссии от 11 мая 2018 года).

Так в чем же крамольность плана Виктора Медведчука? Попытки обесценить или опорочить предложенную им концепцию не имеют под собой никаких правовых оснований. Более того, именно такие принципы управления используются при децентрализации, и они были заявлены властью еще в 2014 году. Другое дело, что децентрализация у власть имущих осталась на бумаге ‒ с обещанным делегированием территориальным громадам широких прав, в частности права решать земельные и финансовые вопросы, а также вопросы культуры, образования и духовности.

И ключевой момент – кадровая децентрализация, она реальностью пока не стала. Анализ состояния кадрового обеспечения на уровне регионов и государства в целом свидетельствует о проблемах с сохранением за последним полномочий на принуждение и силу: в стране сейчас действует скорее право силы, чем сила права, а это путь в никуда. Именно данное обстоятельство должно стать основанием для того, чтобы территориальные громады имели право участвовать в формировании силовых структур, судебных, контрольно-ревизионных учреждений, обеспечивающих правопорядок, соблюдение законности и судебную защиту нарушенных прав граждан. В основе такой стратегии ‒ не автономия, не федерализация, а единая система законодательной, исполнительной и судебной власти как «несущей конструкции» территориальной целостности и суверенитета нашего государства, которое нуждается в «сшивании» не только на линии разграничения.

Для решения данного вопроса законодателям не надо изобретать велосипед. Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был принят Верховной Радой Украины в рамках реализации Минских соглашений еще 16 сентября 2014 года и имеет юридическую силу. Однако ввиду отсутствия политической воли его правоприменение на сегодняшний день заблокировано.

Критиканы от власти спекулируют на теме предоставления Донбассу особого статуса, вырывая слова из контекста, вычленяя одно-два понятия и обвиняя Виктора Медведчука в сепаратизме и посягательстве на территориальную целостность Украины. Хотя все предложенное им придумано давно, хорошо зарекомендовало на практике и требует понимания лишь одной истины: при правильном распределении полномочий унитарное государство, делегируя часть из них, может создать экономически сильные, благополучные регионы!

Можно обратиться к опыту Китая (унитарного государства), вспомнить успехи экономики отдельных провинций, часть из которых ‒ Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь ‒ являются специальными экономическими зонами: 14 провинций – зонами свободной торговли, 53 ‒ зонами высоких и новых технологий, более 70 ‒ научно-техническими зонами для специалистов, получивших образование за границей, 38 ‒ зонами переработки продукции, ориентированной на экспорт. Такие самоуправляемые провинции появились еще в 1980 году и сыграли значительную роль в развитии КНР, превращении ее в одну из ведущих мировых держав.

Но это экономическая сторона управления провинциями. А с точки зрения административного статуса Китай управляет 5 автономными районами, 4 муниципальными образованиями и 2 специальными административными районами. И при этом Поднебесная ‒ одно из самых целостных государств, уважающих национальные меньшинства настолько, что для их проживания выделены отдельные регионы, потому что, в отличие от сегодняшней власти в Украине, КНР ставит задачу не ассимилировать этнические нации, а интегрировать нацменьшинства так, чтобы они свободно развивались и вносили свой вклад в развитие Китая. В том, что касается нацменьшинств и их прав на изучение своего языка, у китайцев есть чему поучиться.

Впрочем, ярые противники федерализации и автономии в Украине об опыте Китая вряд ли знают. А если и знают, то к чему он им? Они лишь ретранслируют лозунги, пропагандирующие ненависть ко всему, что похоже на существующее в РФ. И при этом умалчивают о том, что унитарность не является единственно возможной формой государственного устройства. Для любого государства самое ценное ‒ это люди, уровень их жизни, развитие общества. А мы из-за вооруженного конфликта можем как раз потерять своих граждан, оставшихся на неконтролируемых территориях Луганской и Донецкой областей.

Стратегия Виктора Медведчука предполагает предоставление автономии Донбассу в составе Украины как унитарного государства в соответствии с нормами действующей Конституции. Чтобы его гражданам было дано право непосредственно участвовать в управлении государственными делами, чтобы они ощущали себя гражданами своей страны, чтобы это стало основой восстановления целостности территории нашего государства ‒ возвращения Донбасса в Украину, а Украины на Донбасс.

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (0)