Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Образование
Сергей Ветров
818 статей

Миф первый: про образовательную деятельность

Миф первый: про образовательную деятельность
А что же делает наш украинский ёжик в лесу педагогических мифов? (См. статью «<a class="bb" href="http://vybor.ua/article/obrazovanie/ukrainskie-ejiki-v-tumane-globalnyh-mifov.html">Украинские ёжики в…</a>».) Туман по-прежнему, туман… Идти надо, он, ёжик, ― педагог, дети ждут. А с другой стороны ― страшно. Постоянно где-то вверху грозно ухает по-совиному система образования. Неожиданно проскочит белый конь педагогических инноваций. Красивый конь, но непонятный… А то вдруг налетит мошкара въедливых инспекторов и всяких иных проверяющих. И несть им числа. И все только для того, чтобы поймать на каком либо нарушении и наказать. И узелок с зарплатой (маленький такой!) потерялся где-то… Тяжело ёжику. Каждая коряга из тумана пугает. Страшно…<br />
<br />
Ну, это присказка. Сказка впереди. И реальная сказка про школу порою пострашнее рисованных мультиков. Но мы, воспитанные на сказках Пушкина, Андерсена и Франко, не боимся неизвестности. Мы будем анализировать, думать и искать пути преодоления большого системного кризиса, охватившего всю мировую систему образования. Искать, развеивая туманы мифов.<br />
<br />
Зададим себе несколько общих вопросов про школу и постараемся получить на них не избитые стандартные ответы, а посмотрим в глубину, в самую суть. Мир ведь резко изменился. Возможно, на старые вопросы нужны новые ответы? «Зри, ― говаривал Козьма Прутков, ― в корень!»<br />
<br />
Вот список вопросов.<br />
1.&nbsp;&nbsp; Занимаются ли педагоги в школе образовательной деятельностью?<br />
2.&nbsp;&nbsp; Умеют ли выпускники школы читать и писать?<br />
3.&nbsp;&nbsp; Является ли принцип «детоцентризма» (в центре внимания школы ― ребёнок), заявленный руководством системы образования, правильным?<br />
4.&nbsp;&nbsp; Должен ли учитель любить ребёнка?<br />
5.&nbsp;&nbsp; Повышает ли эффективность учебно-воспитательного процесса нынешняя система ученических и учительских конкурсов, творческих соревнований, олимпиад, малых академий наук и т.п.?<br />
6.&nbsp;&nbsp; Должен ли учитель, как это происходит сейчас, раз в пять лет повышать свою квалификацию в институтах последипломного педагогического образования?<br />
7.&nbsp;&nbsp; Является ли усвоение государственных образовательных стандартов (минимального набора знаний, умений и навыков, которые должен усвоить каждый ученик) необходимым условием успешного старта выпускника во взрослую жизнь?<br />
8.&nbsp;&nbsp; Должен ли школьник беспрекословно выполнять задание, указание учителя или родителей?<br />
9.&nbsp;&nbsp; Мы знаем, как порой грубо, некорректно, вызывающе ведут себя дети, особенно в так называемом переходном возрасте. Должно ли такое поведение наказываться?<br />
10.&nbsp;&nbsp; Повысится ли эффективность работы учителей, если им существенно увеличить заработную плату?<br />
11.&nbsp;&nbsp; Является ли преобладание порядка, дисциплины над свободой ученика правильным педагогическим принципом?<br />
12.&nbsp;&nbsp; Должна ли школа, учителя знать всё, что происходит с детьми в школе и своевременно информировать об этом родителей?<br />
<br />
Список вопросов можно продолжить, но мы остановимся. Так вот, если быть кратким, я отвечаю на все эти вопросы одним ответом ― НЕТ. И, естественно, дам аргументированное обоснование моего ответа. <br />
<br />
Но вначале хочу обратить внимание на следующую важную особенность. Мир и мы вместе с нашим любимым отечеством, находимся в кризисной ситуации переходного периода. Рухнули основы миропорядка, определявшего жизнь планеты последние несколько столетий. Завершается эпоха модерна, и человечество мучительно нащупывает вектор дальнейшего развития: постмодерн? контрмодерн? сверхмодерн? Кризис идеологий, государственного устройства, культуры, нравственности… Могло ли это миновать школу, классно-урочную систему, построенную на классической философии 17-19 веков? Чтобы разобраться в этом, мы вынуждены пересмотреть философские основания образования. Вернуться к первоосновам. Проверить на прочность базовые понятия. И ― назвать вещи своими именами.<br />
<br />
Начнём с первого вопроса. Занимаются ли педагоги в школе образовательной деятельностью? Нет, не занимаются. <br />
<br />
Что такое деятельность? Приведу цитату из книги Д. Иванова «Экспертиза в образовании» (учебное пособие для высших педагогических учебных заведений, Москва, Издательский центр «Академия», 2008 год): «Выделим те критерии, по которым можно определить, что является деятельностью, а что нет. Основной критерий ― наличие цели или замысла. В свою очередь наличие цели определяется осознанным выбором и стремлением человека к достижению определенного результата в соответствии с личными смыслами, ценностями, интересами или потребностями. Поэтому цель всегда индивидуальна. Она может совпадать с целями другого человека, но не может быть ему вмененной. В противном случае, она перестает быть целью данного человека, и личность начинает действовать в соответствии с существующей организационной структурой. Другими словами, человек оказывается включенным в чужую деятельность, становится ее частью и реализует лишь навязанную ему функцию. Таким образом, существует еще один феномен, который собственно деятельностью не является ― действие по известному образцу, или функционирование. В данном случае и цели, и исходный материал, и конечный продукт уже изначально заданы и вменены человеку на уровне исполнения. У исполнителя не возникает вопросов по поводу правильности сформулированных целей и результатов, он не ищет в них нового для себя смысла. Поэтому, в отличие от функционирования, деятельность конкретного человека характеризуется прежде всего свободой в выборе и определении цели и результатов, а также средств их достижения». <br />
<br />
Приношу извинение за длинную цитату, но я согласен с Дмитрием Ивановым. Учителя в школе занимаются функционированием, а не деятельностью. Ничего обидного в этом нет. Функционирование ― важный и необходимый формат человеческой активности. Педагоги выполняют учебные планы и программы, разработанные не ими, стремятся достичь образовательных целей, сформулированных не ими, сроки, темпы&nbsp;&nbsp;и основные инструменты заданы извне, пользоваться можно только теми учебниками, которые спущены свыше… Так производится автомобиль на конвейере. Но человек не автомобиль. Он, мягко говоря, устроен посложнее. Личность формируется в совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка. А эта работа не делается по ГОСТу, стандарту и жёсткому предписанию. Максимум, чего можно добиться функционированием, ― дать ученику некий набор знаний. Но это будут не его знания. Именно поэтому, согласно исследованиям, выпускники помнят не более 15% того, что им давала школа.<br />
<br />
Другими словами, было бы намного полезнее для ребёнка, для родителей, для общества, если бы в школе было организовано не функционирование, а образовательная деятельность. Тогда бы доминировал принцип: «Ученик, делай вместе со мной». А сейчас реализуется принцип: «Делай, как я сказал». Почему в авторских, некоторых частных школах достигаются невиданные для традиционного образования результаты? Прежде всего потому, что там удалось организовать образовательную деятельность.<br />
<br />
Перевод системы образования от функционирования к деятельности достаточно непрост. Но «нет невозможного ― есть трудное». Главное понять, хотим ли мы, чтобы школа была местом развития способностей и талантов каждого ребёнка, укрепления его психологического здоровья, личностной, нравственной и гражданской зрелости, социокультурной компетентности, готовности успешно войти во взрослую жизнь. Уверен ― хотим. Но для реализации этого необходима политическая воля государства и его граждан. И ― доверие к учителям. Они ведь в массе своей профессионалы, готовые к самостоятельной и ответственной педагогической деятельности. Но государство им не доверяет, не разрешает заниматься деятельностью, оставляя роль функционеров при устаревших несовременных неэффективных учебных государственных программах. Система бьёт по рукам инициативных и творческих. Поэтому инициативные и творческие из школы уходят. Спросите выпускников педагогических вузов, кто из них собирается работать в школе. Единицы. Зарплата? Да, но на третьем месте. По результатам исследований, на втором месте ― невысокая степень сделать в образовании карьеру. Но на первом ― не творческий, рутинный характер работы. Поэтому и мужчин в школе практически нет. Женщины ― они повыносливей. Благодаря их усилиям и подвижничеству школа ещё держится. Надолго?<br />
<br />
Ну а на следующие вопросы ― в следующих статьях. Удачи!
Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (12)
Сергей Ветров | 11.12.2012 14:21

Очень просто - каждый украинец должен знать свой родной русский язык. Как и украинский разумеется. Это наше преимущество иметь два родных языка. А дальше общаемся на том, который выберем в конкретном разговоре. Я выбираю русский, хотя свободно общаюсь и на родном мне украинском.

семен карийко | 11.12.2012 12:50

интерсная статья, но почему все только по-русски? Или так должно быть? Ну тогда нужно написать -Русский выбор для украинцев..!!

Сергий Борийчук | 11.12.2012 08:48

Утверждал и утверждаю. В данной статье все поставлено ч ног на голову. Равно как и в данном подходе к образовательному процессу. Не хочу обидеть лично, но Вы уже в первую очередь общественный деятель, а не педагог. Но ничего не попишешь.
И так - в чем базовая ошибка. Как всегда в эгоцентризме.
Автор сделал верное

Сергей Ветров | 11.12.2012 11:26

Сергей, вы закончили комментарий словами "Автор сделал верное". Не могу с Вами не согласиться. Что касается моего статуса должен Вас поправить: я не учитель, не преподаю в школе, но я - педагог, доцент университета, работаю с директорами школ, занимаюсь вопросами философии образования, инновационными технологиями в образовании и проблемами реформирования образовательной сферы. Эта статья первая, в задуманом цикле. Наберитесь терпения. Но в чём Вы абсолютно правы так это в ногах и головах. Только наоборот. Я хочу поставить образование с головы на ноги. То есть привести понимание этого вопроса в нормальное адекватное времени состояние.

Владимир Коваль | 10.12.2012 10:33

Сергей!Чем больше я провожу времени здесь в дисскусиях,тем более убеждаюсь,что альтернативы школьным(дошкольным) родкомам нет.И заметьте,ни кто ни слова ни За ни Против родкомом.И еще раз:единственным заказчиком на получение качественного образоваиня детьми,есть ИХ РОДИТЕЛИ,которые выведены за пределы самой проблемы реформ образования.Пока что ни в одном коменте никто не указал другого заказчика.

Юрий Мостовый | 10.12.2012 20:17

"РОДИТЕЛИ,которые выведены за пределы самой проблемы реформ образования" - Родители должны быть "заказчиками и исполнителями", школы не должно существовать в том виде в котором мы знаем - такая форма обучения введена в связи с войнами, т.е. гибелью родителей

Т.е.,даже в этом государство проявило гуманность,взяв на себя родительскую заботу от детях сиротах.Это здорово и о многом говорит об государстве положительного.Но когда гибель родителей прекратилась,тоже доброе государство забыло отдать родителям ранее забранное у них "родительское".Юрий,ф Вас так понял?

Юрий Мостовый | 11.12.2012 21:50

да так.
отцы ушли воевать, выбрали мужика = учи.
закончились мужики, выбрали бабу = учи.
старшим (ответственным за всё)должен быть один.
два старших или без старших - управление невозможно

Юрий Мостовый | 10.12.2012 04:46

- первый этап «Ученик, делай вместе со мной» - для этого нужны мужчины педагоги.
- второй отмена школьного образования и переход на получение знаний от отца и матери.

Верно.В США существует льготная квота для юношей поступающих в педучебные заведения перед девушками..

Алим Билалов | 10.12.2012 01:33

Учитель-это призвание,образ жизни.Степень эффективности деятельности учителя должен определять ученик в специальной анкете по бальной системе.Результатом которой должно быть качественное материальное вознаграждение.Как и подтверждающим фактором эффективности уровня образования получаемого от того или иного учителя,должен быть экзамен или тест для ученика.

"Учитель-это призваине".
Необязательно.Джек Лондон всю жизнь пахал за деньги желая построить "Дом волка".Но стал таки писателем с мировым именем.