Умение читать - это желание читать, или Почему реформа не говорит о главном
Обсуждаем реформу образования
«Реформа может трактоваться как «re-» и «form», то есть изменение формы, изменение содержания или сути чего-либо. Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта. Не стоит путать понятия «реформа» и «усовершенствование», или «модернизация». Реформа в таком случае, по сути,коренной перелом устоявшихся процессов, традиций». Википедия
Начатая на Украине реформа образования больше походит на модернизацию существующей системы. Изменение цели получения знаний на формирование компетентностей не базируется на глубинном пересмотре сути и сущности образования, которое затребовала жизнь. Пока будет построена и зацементирована новая украинская «компетентностная» школа, жизнь уйдет далеко вперед. А за это время будет потрачено немало средств на внедрение уже сегодня устаревающего компетентностного подхода. Примером глубинного пересмотра сути образования может быть практика и анализ одной из базовых характеристик образованного человека ― умения читать.
Об этом в статье известного специалиста, доктора психологических наук приват-профессора создаваемого в рамках нашего Научно-образовательного центра «Платформа открытого образования» Института индивидуализации и тьюторства Александра Михайловича Лобка. С.В.
УМЕНИЕ ЧИТАТЬ
Александр Лобок,
доктор психологических наук
Одна из самых серьезных идеологических ловушек, в которых находится современная школа, заключается в уверенности, что главная миссия и задача школы ― «давать знания», а задача ученика ― «получать знания». Но если это правда, то чтение ― это анахронизм. Поскольку чем больше развиваются всякого рода аудио, видео и интернет-технологии, тем меньше нужна книга как «источник знаний» и чтение как инструмент «добывания знаний».
Однако великая тайна чтения заключается как раз в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями. Чтение ― это всегда процесс создания своего собственного знания в момент усилия по преодолению преграды текста. Чтение ― это процесс авторской реконструкции того, что скрывается за рядом значков, которые чисто визуально не несут в себе ровным счетом ничего, но каким-то хитрым образом удерживают и хранят в себе бесчисленные вселенные иных сознаний.
В сущности говоря, умение читать (а вовсе не умение получать информацию, не умение «получать знания»!) ― это главное, по поводу чего в принципе возникает институт школы в человеческой культуре, и главное, чем отличается человек образованный от человека необразованного. Первобытный человек или средневековый крестьянин обладали гигантскими объемами информации, гигантскими объемами знаний, которые они получали в процессе своего жизненного опыта и живого взаимодействия с теми или иными живыми носителями знаний и носителями опыта. Но они были глубоко необразованными людьми ровно потому, что они не были «людьми книги», они не обладали умением читать, т. е. умением извлекать знание, упакованное в текстовый формат. Искусство чтения ― это искусство встречи с иным миром именно через собственную дешифровку текста. Автор не общается с читателем напрямую. Автор общается с читателем посредством текста. А наличие текста, разделяющего автора и читателя, предполагает наличие (и развитие) двух искусств: искусства писать и искусства читать. Это два сложнейших искусства, которые являются важнейшим драйвером развития человеческой культуры в ее цивилизационный, постпервобытный период.
Уже из одного этого следует, что умение читать ― это вовсе не очевидное и банальное умение. Умение, неизмеримо более сложное, нежели способность складывать буквы в слова и произносить эти слова вслух. Однако не разобравшись в том, что есть умение читать, можем ли мы научить читать ребенка? И не является ли одной из причин происходящего на наших глазах глобального кризиса культуры читательства то, что сама школа сегодня не слишком хорошо понимает, что есть чтение, зачем оно нужно и что нужно делать, чтобы умение читать не превратилось в бесполезный и архаический навык, не превратилось в абсолютный анахронизм в эпоху интенсивного развития различного рода аудиальных и визуальных носителей информации.
Потому что, если чтение ― это всего лишь инструмент получения информации, инструмент извлечения знаний из тех или иных источников, навык чтения обречен. Интенсивное развитие новых информационных технологий неизбежно приведет к тому, что умение читать станет рудиментарным, атавистическим навыком уходящей образовательной эпохи. И с этой точки зрения заточенность школы на «знание» ― это ровно то, что создает наиблагоприятнейшую среду для полного обесценивания и отмирания навыка чтения в недалекой перспективе. Зачем читать, если новейшие технологии позволят получать любые знания, любую информацию, не прикладывая специальных читательских усилий? И это еще один принципиальный вызов, который эпоха новых информационных технологий бросает школе. Вызов, который заставляет заново всмотреться в смысл и суть читательства. И исходя из этого поставить стратегические вопросы относительно того что и зачем должна делать школа, если она ставит-таки задачу научить читать.
Позволю себе … перечислить шесть основных пунктов, по которым лично для меня очерчивается умение читать как базовый культурный навык, составляющий фундамент образованного человека. Нет этого фундамента ― бессмысленно говорить об образовании. Без умения читать образование превращается в набор фейков и симулякров, в огромное имитационное пространство, на которое каждый взрослеющий человек тратит немыслимое количество часов своего драгоценного времени, и есть серьезные основания полагать, что в итоге для огромного количества людей прожитое ими «время образования» оказывается реально потерянным временем. Временем, вычеркнутым из жизни. Ровно потому, что они так и не научились читать.
Ну так вот. Если мы способны честно и внятно сказать самим себе, в чем же на самом деле состоит умение читать, у нас появляется шанс существенно по-новому посмотреть на то, чем занимается школа, когда она пытается научить ребенка читать, ответить на вопрос, почему получается у школы это архиплохо, и можно ли что-то сделать, чтобы эта ситуация изменилась радикальным образом…
Продолжение в мартовском выпуске газеты «Образование страны»
Профессор А. М. Лобок
Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
В экономике знания нужны для умений зарабатывать больше денег.
Научно-технический противоречив.
Инженерный труд с высокой квалификацией и культуры - удел относительно небольшого круга людей.
В рабочих профессиях НТП труд упрощает. Достаточно выучить инструкцию пользователя.
Прощай культура чтения.
Спасибо редакции УВ за тему и за интересный выпуск газеты "Образование страны".
Очень своевременный и важный разговор, потому что образование (дальше по Википедии) — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.
Для меня ключевым является словосочетание "ценностные установки" в процессе формирования личности, которой общество передает свое культурное наследие. Дерево не бывает без корней. Для меня корни общества - его духовность, идея, смысл существования, поиск ответа на вопрос: зачем мы живем, для чего пришли в этот мир?
Образовательная реформа происходит в нашем обществе давно, сужу по поколению наших внуков, которые легко отбрасывают то, что им не нужно сейчас. Информационный поток они фильтруют, научились. К сожалению, для того чтобы выжить в обществе потребления, нужно стать его частью, а этому ценностные установки - помеха, их просто от