Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Пучдемон все еще считает себя легитимным главой Каталонии
Олег Ростовцев 17.11 19:34 — комментирует новость Пучдемон все еще считает себя легитимным главой Каталонии
Принято решение регистрировать авто на еврономерах в течение 10 дней после ввоза…
Олег Ростовцев 17.11 19:32 — комментирует новость Принято решение регистрировать авто на еврономерах в течение 10 дней после ввоза…
На Закарпатье проводится масштабная спецоперация
Олег Ростовцев 17.11 19:31 — комментирует новость На Закарпатье проводится масштабная спецоперация
Более 30% украинцев проживают не по месту регистрации
Олег Ростовцев 17.11 19:29 — комментирует новость Более 30% украинцев проживают не по месту регистрации
Россия допускает возможность продажи долга Украины по еврооблигациям
Олег Ростовцев 17.11 19:28 — комментирует новость Россия допускает возможность продажи долга Украины по еврооблигациям
Виктор Медведчук: Итогом тандема еврореформаторов с ростовщиками стала…
Олег Ростовцев 17.11 19:27 — комментирует новость Виктор Медведчук: Итогом тандема еврореформаторов с ростовщиками стала…
Нацбанк решил обновить дизайн гривневых купюр
Олег Ростовцев 17.11 19:18 — комментирует новость Нацбанк решил обновить дизайн гривневых купюр
В РПЦ ответили на просьбу помочь с обменом удерживаемыми лицами
Олег Ростовцев 17.11 19:17 — комментирует новость В РПЦ ответили на просьбу помочь с обменом удерживаемыми лицами
Нацполиция за этот год получила почти 600 сообщений о «минировании»
Олег Ростовцев 17.11 19:16 — комментирует новость Нацполиция за этот год получила почти 600 сообщений о «минировании»
Во Франции проходит масштабная акция протеста против реформ президента…
Олег Ростовцев 17.11 19:15 — комментирует новость Во Франции проходит масштабная акция протеста против реформ президента…
Стало известно, когда Украина получит 100 млн евро на Фонд энергоэффективности…
Олег Ростовцев 17.11 19:15 — комментирует новость Стало известно, когда Украина получит 100 млн евро на Фонд энергоэффективности…
В Украине уровень безработицы снизился на 7,5%
Олег Ростовцев 17.11 19:14 — комментирует новость В Украине уровень безработицы снизился на 7,5%
Назначен новый директор Госбюро расследований
Олег Ростовцев 17.11 19:13 — комментирует новость Назначен новый директор Госбюро расследований
В правительстве согласились, что лотерейный рынок не контролируется
Олег Ростовцев 17.11 19:12 — комментирует новость В правительстве согласились, что лотерейный рынок не контролируется
Страны ЕС в ближайшие два года обещают принять 34 тыс. беженцев
Олег Ростовцев 17.11 19:10 — комментирует новость Страны ЕС в ближайшие два года обещают принять 34 тыс. беженцев
НАБУ арестовало еще одного подозреваемого по делу «Стена»
Олег Ростовцев 17.11 19:08 — комментирует новость НАБУ арестовало еще одного подозреваемого по делу «Стена»
Стало известно, сколько денег выделил ЕС Украине за последние три года…
Олег Ростовцев 17.11 19:06 — комментирует новость Стало известно, сколько денег выделил ЕС Украине за последние три года…
В Украине внедрят электронный арест банковских счетов
Олег Ростовцев 17.11 19:04 — комментирует новость В Украине внедрят электронный арест банковских счетов
Против генпрокурора Луценко возбудили уголовное дело о незаконном обогащении…
Олег Ростовцев 17.11 19:03 — комментирует новость Против генпрокурора Луценко возбудили уголовное дело о незаконном обогащении…
«Украинский выбор»: Для выхода из системного кризиса Украине необходима новая…
Олег Ростовцев 17.11 19:01 — комментирует новость «Украинский выбор»: Для выхода из системного кризиса Украине необходима новая…
Парламентско-президентская республика: Конституционная реформа Виктора Медведчука
Конституционная реформа: авансы и долги (26.08.2010 г.)

в соавторстве

Изменение конституции любого государства имеет историческую перспективу, если способствует развитию человека, формированию гражданского общества и созиданию правового государства. Иными словами, всему тому, что способствует защите прав человека. В качестве классического примера подобных преобразований можно привести конституционную реформу Шарля де Голля (1890-1970), которая решила годами копившиеся социальные, экономические и политические проблемы Франции. Плоды этой реформы 1958-1962 гг. французы пожинают по сей день. Если ревизия основного закона не способствует достижению благой цели, то, как говорится, жди беды: конституция  обретает фиктивный характер,  государство слабеет, народ – чахнет.  Наглядный и поучительный пример подобного хода событий у всех на виду: бесславная кончина «могучей и непобедимой» советской державы, становление и защита которой стоила не счесть числа человеческих жизней. 

Если примерить сказанное к конституционным изменениям, внесенным Законом Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV, то  нельзя исключать, что оные могут привести к тем же последствиям. Причина лежит на поверхности: эти изменения вопреки требованиям  статьи 22  Конституции Украины (далее – Конституция) привели к очевидному сужению содержания и объема существующих прав человека. Вместе с тем, права человека - это сердце  Конституции. Оно ещё не успело толком забиться, как крайне неумелые руки приступили к неуместному хирургическому вмешательству.  Подобная «вивисекция» с первых же минут обернулась смертельной угрозой для живого организма неокрепшей державы.

За фактами далеко ходить не надо. Они налицо:

а)  вопреки воле народа, в одностороннем порядке, был изменен объём полномочий Президента Украины. Но, тем самым и содержание активного избирательного права граждан, поскольку в процессе прямых выборов главы государства, они не просто отпускают бюллетень в избирательную урну,  а  делегируют своему избраннику государственную власть с  ясно выраженным объёмом полномочий. Согласно части 2 статьи 5 Конституции единственным источником власти в Украине является народ. Ему и только ему принадлежит право перераспределения полномочий между высшими органами власти. По сути же, принятием указанного Закона парламент фактически осуществил узурпацию власти народа.  И, заметим, пока ему это сошло с рук;

б) установление срока полномочий высших органов государственной власти, в такой же мере, как и их объема, также является исключительной прерогативой народа.

Один из «отцов-основателей»  и  четвертый президент США Джеймс Мэдисон (1751-1836) в своё время писал: «Гений республиканской свободы требует, с одной стороны, того, чтобы вся власть черпалась из народа, но, с другой – чтобы её носители содержались в подчинении народу путём кратковременности их назначений и чтобы даже во время такого короткого срока власть находилась во многих руках». Поэтому право на периодичность смены избираемых органов власти является неотъемлемой частью принципа демократии, провозглашенного статьёй 1 Конституции. В 2002 году народ делегировал парламенту часть своей государственной власти на четыре года.  Вместе с тем парламент страны, избранный народом на сей срок, указанным Законом в одностороннем порядке продлил свои полномочия до пяти лет. Продление срока своих полномочий, в равной степени как и расширение их объёма не может осуществляться на основании решения заинтересованных в этом высших органов государственной власти. Ибо подобное именуется произволом, а не выражением народной воли.

В теории и практике конституционного права выработано понятие первоначальной учредительной власти, то есть власти народа на учреждение, а также изменение своего государства и конституции. В отличие от оной государство признаётся властью учрежденной,  которая не вправе без особых на то полномочий со стороны учредителя принимать, а также изменять конституцию и основанный на ней государственный строй. Иными словами, государственные органы, созданные и действующие на основании конституции, не вправе сами себя реформировать, наделять или обделять себя полномочиями, изменять сроки своего пребывания у власти и так далее, вопреки воле народа;

 в)  согласно положениям части 1 статьи 38 Конституции граждане имеют право свободно избирать, а также быть избранными в органы государственной власти.

Конституцию принимали парламентарии, избранные по мажоритарной избирательной системе.  Юридический факт её принятия  этим составом парламента подразумевает, что именно они выразили политическую волю  избравших их граждан. Тем самым мажоритарная избирательная система приобрела особую легитимность в качестве молчаливо одобренной народом. Так была заложена основа вполне определенного государственного режима,  являющимся, между прочим, важнейшим институтом формы государства, которая не подлежит изменению по воле случая.

Упомянутым же Законом устанавливается пропорциональная система выборов, где граждане Украины могут быть избранными в органы государственной власти лишь опосредованно через участие в избирательных списках кандидатов в депутаты от партий, избирательных блоков политических партий.  Иными словами, в одностороннем порядке был введён избирательный  партийный ценз. Сей поразительный факт является вопиющим нарушением прав граждан, которые согласно  статье 24 Конституции не подлежат ограничению по политическим или другим признакам.

Сейчас как никогда становится очевидным, что изменение избирательной системы одним из высших органов государственной власти без предварительного одобрения этого действа носителем суверенитета не может расцениваться иначе как деформация конституционного строя и узурпация власти народа  партийной системой.  Тем самым, на наш взгляд, допускается очевидное сужение пассивного избирательного права граждан вопреки требованиям статьи 22 Конституции.

Имевшее место перераспределение полномочий между высшими органами государственной власти (в данном случае между главой государства,  правительством и парламентом) с конституционно-правовой точки зрения означает, по сути, изменение формы правления – одной из  важнейших составляющих конституционного строя державы. Иными словами, указанным Законом помимо всего прочего осуществлено латентное изменение  конституционного строя Украины.

На наш взгляд, с момента вступления в силу Закона № 2222-IV государство погрузилось в период скрытой и длящейся деформации конституционного строя Украины, что, по сути, означает перманентный  конституционный кризис в государстве !!!

Есть два способа выхода из тупика.

1. Первый, который весьма условно может быть назван деструктивным, направлен на  упразднение правовым путем указанного Закона.

Он возможен в двух вариантах:

а)    отмена этого Закона парламентом;

б) признание этого Закона неконституционным Решением Конституционного Суда Украины.

Однако сей путь имеет свои недостатки. При любом варианте он  связан с политической борьбой. Продолжение же любого противостояния на фоне экономического, политического и нравственного кризиса может завершиться коллапсом всей политической системы Украины.

В качестве же весьма сомнительного преимущества этого пути можно упомянуть  простоту  (в первую очередь политическую) методов достижения  цели. Однако, не будем забывать народную мудрость, которая гласит, что простота хуже воровства.  Видимо, нам не следует и далее искушать судьбу подобным вариантом поведения.

 

2. Второй путь, который опять же условно можно именовать конструктивным. Он предполагает незамедлительное вынесение на суд общества привлекательного, созидательного проекта конституционной реформы. По своему  содержанию и методам воплощения в жизнь он должен отвечать потребностям  народа в историческом самосохранении и развитии. В этом, суть, предназначение любого государства. Примером таковой, разумеется, со сноской на специфику места и времени, может служить «Новый курс» Президента США Франклина Рузвельта (1882-1945).  Воплощение этого курса в жизнь остановило тяжелейший в истории страны общенациональный кризис.

Аналогом подобной программы в Украине может стать кардинальная, широкомасштабная конституционная реформа. Её сутью должно стать  обеспечение надлежащих, реальных (а не фиктивных)  правовых условий для реализации и защиты основных прав человека, созидание гражданского общества, демократическое формирование органов публичной власти, общественный контроль над силовыми ведомствами и так далее. Ядром  подобной  преобразовательной политики  должны стать в первую очередь  реформы судебной ветви власти и органов местного самоуправления, то есть именно тех институтов публичной власти, которые наиболее приближены к  насущным нуждам людей, к защите их достоинства, свободы и прав.

Территориальные громады при этом должны быть наделены реальными полномочиями избирать, а также отзывать судей и руководителей правоохранительных органов на местах,  избирать, а также отзывать депутатов местных советов и руководителей регионов. Иными словами, люди должны получить реальную возможность непосредственно формировать органы местного самоуправления и состав местных органов государственной власти, а тем самым и защищаться от любого нарушения их прав в местах своего непосредственного обитания. Ведь именно там протекают основные процессы жизнедеятельности, разворачиваются драмы и трагедии человеческих судеб.

Конституционная реформа, направленная непосредственно на демократизацию основ публичной власти в Украине, вдохнет надежду в разуверившиеся умы людей, даст им ощущение собственного достоинства и значимости, осознание себя субъектом, творящим свою историю и страну, сформирует у них отношение к инициатору  реформы как к лидеру нации.

Очевидно, что отличительной особенностью конституционной реформы должно стать как можно более широкое и полное вовлечение в её обсуждение и проведение всего населения страны. Только в этом случае она станет одновременно общенациональной школой конституционных знаний,  основой для формирования правовой культуры, отсутствие которой губит страну. При проведении любой конституционной реформы следует помнить справедливое  суждение председателя Верховного суда США Уоррена Бергера (1907-1995), подчеркивавшего, что «Конституция – это не дар правителей народу, находящемуся под их властью, - как Великая хартия вольностей, дарованная королем Иоанном Безземельным в Раннимеде в 1215 году,  - а передача народом власти правительству, которое он создал». В соответствии с этой логикой и должен выстраиваться алгоритм конституционной реформы в Украине. В частности,  нам представляется целесообразным его пошаговое осуществление в три этапа:

1)  организация общенационального консультативного референдума по ключевым вопросам конституционного строя;

2)  созыв Конституционного совещания  для разработки на основе его (референдума) результатов проекта новой редакции Конституции Украины;

3) принятие на общенациональном решающем референдуме новой редакции Конституции Украины.

Разумеется, что на консультативный референдум должны быть вынесены только те вопросы, которые в соответствии с положениями статьи 5 Конституции Украины относятся к исключительной прерогативе народа. Эти вопросы должны, прежде всего, отражать  ключевые элементы института конституционного строя.  Наши предложения на сей счёт нашли своё отражение в предыдущей статье «Что делать?» («2000». - № 33 от 19.08.2010 г.).

Излишне утверждать, что при проведении подобной реформы необходимо учесть волю народа. Люди, как правило, становятся сторонниками тех, кто изъявил готовность узнать их мнение и учесть его при проведении  своей  политики.

Обдуманно и творчески организованный процесс проведения конституционной реформы способен объединить граждан страны.

Необходимыми предпосылками воплощения в жизнь подобного проекта реформ являются наличие  у правящего класса страны государственного мышления, последовательности, системности и бескорыстия, то есть именно тех качеств, в которых так нуждается Украина на протяжении всей своей новейшей истории.

Сказанное сделать непросто. Но, как говорится, игра стоит свеч, ибо обеспечивает самосохранение,  самоуправление, самоидентификацию,  а  также развитие Украинского народа. Не случайно ведь третий президент США Томас Джефферсон  (1743-1826)  утверждал,  что «забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении - это первая и единственно законная задача хорошего правительства». Как мы видим, воплощение этой задачи в жизнь долг любого государства. Смиренное ожидание оного нужно оценить в качестве аванса доверия со стороны даже самого терпеливого народа. Но, по всему видно, что в Украине наступила пора возвращать долги. И, видимо, в этом случае не стоит упускать из виду, что неумение платить по счетам очень часто заканчивается долговой ямой.

 

Опубликовано: газета "2000", № 34 от 26.08. 2010 г. - http://www.2000.ua/v-nomere/forum/puls/konstitutsionnaja--reforma-avansy-i-dolgi_arhiv_art.htm

Источник: www.2000.ua
Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (4)
Владимир Коваль | 07.02.2016 10:30

1) организация общенационального консультативного референдума по ключевым вопросам конституционного строя;
2) созыв Конституционного совещания для разработки на основе его (референдума) результатов проекта новой редакции Конституции Украины;
3) принятие на общенациональном решающем референдуме новой редакции Конституции Украины.
--
Все намного проще.Выборы проводятся только раз в строго установленные сроки(4-5 лет)и все-в рай советы.Интересы индивидумов носят местный характер и обусловлены характером их совместного сосуществования на той или иной территории.Формой организации этих интересов на относительно небольших территориях-это общины,на больших территориях -округа или районы. Вот и теоретическое обоснование пошагового испольнения передачи власти народом временно назначаемым слугам народа.Пооле выборов в местные районные органы,коих на Украине 480, райсоветы избирают голов,которые по определению становятся членами высшего законодательного органа,т.е Верховного Совета.

Раз в три месяца головы райсоветов съезжяются на недельную пленарную сессию в Харьков(центр законодательства)и в течении которой принимают законы и постановы,согласовывают состав правительства предложенного наибольшей партией,генпрокуроров и т.д.А меду сессиями руководит всей работой президиум ВР в рамках полномочий коих его наделит ВР.И ВСЕ.Да здравстует НАРОДОВЛАСТИЕ.
Правительтсво естественно заседает в Киеве,хотя при этом министерства могут быть в других городах,так например минмортранс в Одессе и т.п.Генеральный прокурор в Днепрограде.

Одни тот же депутат должен принимать участие в разрешении проблем начиная от района,затем области и наконец всей страны.И это будет правильно.Отзыв депутата должен проводится по самой простой и доступной схеме,если хоть одна местная община вынесет предложение об его отзыве.Местная власть обязана в двухнедельный срок провести местный референдум с одним вопросов:отозвать или не отзывать указанного депутата.Минимум средств и максимум демократии в виде наровластия.

Одни тот же депутат должен принимать участие в разрешении проблем начиная от района,затем области и наконец всей страны
--
Здесь может быть один нюанс.Учитывая,что Украина стала похожа на Авгиевы конюшни,то для ее очистки,дополнить систему передачи народом власти своим временным слугам,выборами руководителей областей и которые вместе с выборными мэрами градообразующих городов, могут образовать верхную палату ВР.Ткаим образом будет создана очень устойчивая законодательная пирамида в виде избранных посланников народа,формирующей временную властную вертикаль.