Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 24.07 00:54 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 24.07 00:52 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 24.07 00:43 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Владимир Коваль 24.07 00:34 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Владимир Коваль 24.07 00:31 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
Под Полтавой археологи нашли скифское золото
Владимир Коваль 24.07 00:18 — комментирует новость Под Полтавой археологи нашли скифское золото
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 24.07 00:10 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Виктория Грон 24.07 00:08 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Владимир Коваль 24.07 00:07 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Владимир Коваль 24.07 00:06 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
ЕС снизил пошлины на украинскую обувь
Виктория Грон 24.07 00:05 — комментирует новость ЕС снизил пошлины на украинскую обувь
“Шварценгольд” навсегда
Владимир Коваль 24.07 00:03 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Владимир Коваль 24.07 00:00 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 23.07 23:59 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
Премьер признал громадные потери от блокады части Донбасса
Виктория Грон 23.07 23:59 — комментирует статью Премьер признал громадные потери от блокады части Донбасса
Под Полтавой археологи нашли скифское золото
Виктория Грон 23.07 23:57 — комментирует новость Под Полтавой археологи нашли скифское золото
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 23.07 23:57 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 23.07 23:53 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Виктория Грон 23.07 23:53 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
“Шварценгольд” навсегда
Лаала Лаала 23.07 23:48 — комментирует статью “Шварценгольд” навсегда
Парламентско-президентская республика: Конституционная реформа Виктора Медведчука
Префекты могут стать могильщиками подлинной децентрализации власти

Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Шарль Луи де Монтескье.

 

Среди изменений в Основной Закон Украины, предложенных Конституционной комиссией и поддержанных президентом Петром Порошенко, одно из основных касается децентрализации власти. Это новая редакция ст. ст. 118, 119 и 144 Конституции Украины, где впервые вводится понятие института префекта. Префект определяется как высшее должностное лицо территориального органа исполнительной власти, также зафиксированы его функции и административно-надзорные полномочия.

Должность префекта появилась достаточно давно ― еще в Древнем Риме на рубеже VVI вв. до н. э. Тогда префекты (лат. praefectus ― начальник, командир, стоящий во главе. ― Авт.) возглавляли многие государственные учреждения (магистратуры) и муниципальные службы древнего мегаполиса, занимали высшие должности в Римской империи. Причем выполняли разные функции. К примеру, префект аннон контролировал поставки продовольствия и пшеницы в Рим, префект вигилов руководил пожарной охраной и отвечал за порядок в ночное время, префект августал являлся наместником провинции Египет и выполнял функции военного и гражданского управляющего, префект претория был одним из высших должностных лиц в Римской империи, нередко ближайшим помощником императора. На протяжении всего периода древнеримской истории функции префекта менялись, как и степень его влияния на процессы, происходившие в государстве. Уже в современной Италии  префектом стали называть чиновника высшего ранга.

В наше время должность префекта существует лишь в некоторых государствах, таких как Япония, Италия, Франция, Россия, Румыния (была и в Молдове до 2003 г.), а также, как правило, в бывших французских колониях. Так, помимо Франции, где должности префектов округов, префектов муниципалитетов и субпрефектов (заместителей префектов) были учреждены еще в 1803 г. Наполеоном Бонапартом и существуют по сей день, они сохранились в Гваделупе, Новой Каледонии, Мартинике, Гвиане, Реюньоне и Майотте, которые традиционно подотчетны МВД Франции. Существуют должности префектов и в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки как своеобразное напоминание о колониальном прошлом этих государств.

Почему в Украине должность полномочного представителя центра на местах (по сути, «соглядатая» президента) решили назвать именно так? Ведь ассоциации возникают не лучшие. На совести древнеримских префектов немало злодеяний. Вспоминается прежде всего отдавший приказ распять Христа Понтий Пилат, который был префектом провинции Иудеи. Или это «дань уважения» французским префектам, которые в угоду толпе в период Великой французской революции гильотинировали тысячи французов по распоряжению Конвента? А может, просто дань украинской евроинтеграционной моде называть должности на европейский лад? Жаль, что и тут не обошлось без унизительного подражательства всему западному.

Как бы то ни было, такое название новой должности выбрали, думаю, неслучайно. Она во многом является аналогом должности префекта во Франции и по «гильотинному механизму» осуществления властных полномочий больше всего подходит нашим властям, поскольку позволяет обеспечить повсеместную (и во многом искусственную. ― Авт.) децентрализацию, установив при этом жесткий контроль за деятельностью органов самоуправления на местах. Скорее всего, авторы проекта закона о децентрализации понимали, что в дальнейшем он будет направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию, а поскольку название должности ―  префект ― звучит вполне по-европейски, то будет воспринято благожелательно, следовательно, и положения закона не вызовут особых нареканий. Если верить отечественным СМИ, так все и произошло: комиссия якобы одобрила положения закона о децентрализации в Украине в целом.

Кроме того, согласно вступившему в силу Закону Украины «О прокуратуре» от 14 октября 2014 г. и предлагаемым в связи с этим изменениям в Конституцию Украины, органы прокуратуры лишаются функции общего надзора. Теперь у прокуроров не будет полномочий, чтобы вмешиваться в деятельность граждан, частных и государственных предприятий, если речь не идет об уголовном производстве. Именно этот  пробел в законодательстве, по мнению авторов изменений в Конституцию относительно децентрализации, и будет заполнен, когда введут должность префекта.

Необходимость введения института префекта объясняют еще и тем, что все структуры ОГА во главе с их «смотрящими» глубоко коррумпированы, и эта проблема назрела давно. Достаточно вспомнить бесконечные скандалы из-за нарушений бюджетного законодательства, махинаций с общественными земельными фондами, афер с объектами государственной и частной недвижимости, в которых были замешаны главы администраций и чиновники ОГА, в том числе и при новой власти.

Вот только в то, что префекты, как уверяет нас президент Петр Порошенко, не будут вмешиваться в вопросы оперативного управления территориями, лоббировать назначение на ключевые должности (надо полагать, угодных президенту «своих людей». ― Авт.), раздавать лицензии и всяческие преференции, а также «помогать» делить бюджетные деньги, верится с трудом. Ведь префект имеет право приостанавливать действие любого решения местного совета и поддерживать ходатайство о смещении любого ответственного лица, даже находящегося на выборной должности. И соблазн злоупотребить властью, воспользоваться своим положением очень велик.

Кроме того, префектов назначает на должности и освобождает от должностей по представлению Кабинета министров Украины президент, а значит, о настоящей их независимости речь не идет ― они всегда будут помнить, кому обязаны должностью. Поэтому в условиях нашей социально-политической действительности префекты будут современными «опричниками», которые призваны следить не только за соблюдением законности на уровне территориальных громад, но и за неукоснительным выполнением прямых директив президента как лидера определенной политической силы.

Следует отметить, что осуществление указанных полномочий при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как политическая коррупция и элемент узурпации власти, поскольку предоставление таких контрольных функций является не чем иным, как укреплением президентской вертикали власти на региональном уровне. Разделение исполнительно-распорядительных административных функций бывших ОГА между исполкомами местных советов и префектами закладывает бомбу замедленного действия ― возможность конкурентной борьбы за сферы влияния в том или ином регионе, при этом центр всегда будет стремиться укрепить президентскую вертикаль власти.

Так что введение института префекта вряд ли будет способствовать созданию условий для децентрализации, скорее, наоборот, станет для нее административным барьером и предвестником установления абсолютной президентской диктатуры. Можно допустить, что через какое-то время  в Администрации президента будет создан департамент по руководству префектами и таким образом устранен заложенный в п. 4 ст. 118 проекта конституционных изменений злополучный дуализм исполнительной власти, предполагающий одновременно ответственность префектов перед президентом, а также подотчетность и подконтрольность их Кабинету министров.

Настораживает и высказывание президента о выполнении задач, поставленных перед префектами, в отношении противодействия возможному проявлению сепаратизма в деятельности органов местного самоуправления. Оказывается, борьба с инакомыслием ― это чуть ли не основная задача префектов, и, по словам президента, они должны действовать так, «чтобы там никого не заносило на поворотах».

К тому же, согласно новой редакции ст. 119 Конституции, полномочия префекта направлены на осуществление контрольно-надзорных функций, но при этом он фактически ни за что не отвечает, а только координирует, направляет и обеспечивает.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать: деятельность префектов на местах в том виде, в каком это изложено в изменениях, внесенных в Конституцию Украины, при их ревностном «пропрезидентском» выполнении вряд ли поможет провести настоящую децентрализацию на местах, скорее, станет дестабилизирующим фактором.  И префекты при этом могут выступить в роли могильщиков децентрализации, а не ее катализаторов.

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (3)
Наталья Лит | 10.10.2015 02:48

Не нервничайте, конец государственному образованию Украина, Вы скоро увидите.

Сергей Шепелев | 09.10.2015 21:09

Автору

Что является изюминкой в вашей "программе борьбы с коррупцией"?

Тю,неуч.Конечно сам изюм или на крайний случай кишмиш,безкосточковый сушенный виноград.