Местный референдум – покушение на монополию или укрепление легитимности власти?
Недавно премьер-министр Владимир Гройсман пообещал, что «в рамках децентрализации, местным властям будет серьезно увеличены полномочия. И она должна быть готова к тому, что будет брать на себя значительную ответственность. Для этого с нашей стороны будет принят закон о местных референдумах».
Пусть Гройсман с Порошенко внимательнее читает Конституцию
Гройсман, конечно же, лукавит. Пусть внимательнее читает нашу Конституцию. Право принимать участие в местных референдумах гражданам Украины уже предоставила статья 38 Конституции Украины, а территориальные общины уже наделены компетенцией обеспечивать проведение местных референдумов и реализацию их результатов (статья 143 Конституции).
Кроме того, с 1991 года в Украине действовал Закон Украины «О всеукраинском и местном референдумах». Действовал аж до 2012 года, пока вместо него не был принят – следите за руками – закон «О всеукраинском референдуме». Таким образом, с ноября 2012 года граждане Украины лишены своего конституционного права участвовать местных референдумах. Потому премьер Гройсман и лукавит, когда говорит, что «местным властям будут серьезно увеличены полномочия» – им будут ВОЗВРАЩЕНЫ их полномочия, уже гарантированные Конституцией Украины. Конечно, в том случае, если это не очередное заявление Гройсмана, за которым ничего не последует.
Нужен ли такой закон – это вообще не предмет для обсуждения, так как право на местный референдум – это конституционное право каждого украинца. Наше право на местный референдум Конституция закрепила, начиная с 28 июня 1996 года. Поэтому, говоря цивилизованным языком, украинское государство обязано гарантировать миллионам украинцев реализацию этого права – т.е. создать условия. Но государство – это люди, занимающие высшие посты, а у правителей Украины есть своя позиция в отношении местного референдума - и позиция эта продиктована их личными интересами.
По факту, политическая элита может обсуждать лишь компетенцию местного референдума – т.е., детали:
– какие именно вопросы могут решать украинцы на местном уровне?
– из каких этапов состоит процедура местного референдума?
– как формируется состав комиссий и ведется подсчет голосов?
– как выглядит процедура выполнения решения местного референдума и т.д.?
Я не знаю, что имеет в виду эта власть, когда говорит «с нашей стороны будет принят закон о местных референдумах». Это серьезное политическое заявление или опять в стиле «а поговорить?»
Местный референдум – механизм, укрепляющий легитимность власти
Последняя здравая инициатива – это был законопроект Виктора Медведчука в 2012 году. Лидер движения «Украинский выбор – Право народа» активно выступает за то, чтобы государство гарантировало каждому украинцу его права, установленные Конституцией Украины. Но в 2012 году «донецкие» приняли свой закон – только о всеукраинском референдуме.
В своем законопроекте лидер движения «Украинский выбор – Право народа» предлагает следующий круг вопросов, которые можно было решать с помощью местного референдума:
– вынесение недоверия и отзыв народного депутата, мэра, роспуск городских (районных, сельских) советов;
– отстранение от должности чиновников и госслужащих;
– прекращение застроек или возврат в собственность громады строений, земельных участков, объектов собственности, незаконно переданной в частные руки.
Если оценивать с политической точки зрения, то фактически закон о местном референдуме переводит все спорные вопросы в политическую плоскость, не давая накапливаться конфликтным ситуациям в отношениях жителей любого села / района / города с официальным Киевом.
Принятие закона о местном референдуме даст Украине цивилизованный механизм решения спорных вопросов – не это ли на самом деле и есть европейская практика по разрешению спорных ситуаций?
Еще один важный момент – это легитимность. Если власть принимает решение (например, переименовать Московский проспект в Киеве), не спросив мнения избирателей, такие депутаты своими действиями подрывают легитимность Киеврады. Потому что транслируют месседж «В Киевраде сидят чужие люди, которые не желают слышать мнения киевлян». Автор законопроекта о местном референдуме предлагает с помощью местного референдума укреплять легитимность власти. Местный референдум запускает механизм обратной связи – избиратель получает сигнал, что власть уважает его мнение, а также сигнал, что его мнение влияет на решения местной власти. А самим местным чиновникам и депутатам не дает терять чувство реальности и уважать мнение простого народа. Мы же знаем, что классическая традиция нашей власти – это позабыть об избирателях до следующих выборов.
Разве механизм, укрепляющий легитимность власти в глазах народа, – это плохо? Разве прямая ответственность избранной власти перед народом – это плохо? Разве прямое управление собственностью территориальной громады – это плохо? Разве давать название городам, сёлам, улицам, принимать решения о нужных городу памятниках должны депутаты Рады или участники Майдана, а не местные жители, которым там жить? Разве это децентрализация, когда полномочий у Киева всё больше, а у местных общин – всё меньше?
Каждый сам может ответить на эти вопросы. Но вернуть гарантированное Конституцией Украины гражданам право на участие в местных референдумах власть просто обязана! Без каких-либо оговорок и обсуждений.
Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
У меня подозрение что просто Порошенко хочет усилить свои позиции.