Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Виктор Медведчук: Недоверие к политике стало объединяющим фактором для…
Анна Федас 26.04 18:40 — комментирует новость Виктор Медведчук: Недоверие к политике стало объединяющим фактором для…
В. Медведчук: Идея членства в НАТО любой ценой — попытка ломиться в закрытые двери
Ярик Троян 26.04 18:37 — комментирует новость В. Медведчук: Идея членства в НАТО любой ценой — попытка ломиться в закрытые двери
Призрачная и нежизнеспособная идея членства в НАТО раскалывает страну
Ярик Троян 26.04 18:00 — комментирует статью Призрачная и нежизнеспособная идея членства в НАТО раскалывает страну
В. Медведчук: Украина становится аграрно-сырьевым придатком Запада
Алекс Короткий 26.04 16:42 — комментирует новость В. Медведчук: Украина становится аграрно-сырьевым придатком Запада
Призрачная и нежизнеспособная идея членства в НАТО раскалывает страну
Анна Федас 26.04 12:47 — комментирует статью Призрачная и нежизнеспособная идея членства в НАТО раскалывает страну
Кабмин предложил наказывать безответственных родителей
Анна Федас 26.04 12:34 — комментирует новость Кабмин предложил наказывать безответственных родителей
Кабмин определился с тарифом на обслуживание у врача
Анна Федас 26.04 12:32 — комментирует новость Кабмин определился с тарифом на обслуживание у врача
Порошенко выдвинул предложение по обустройству Чернобыльской зоны
Алекс Короткий 26.04 12:30 — комментирует новость Порошенко выдвинул предложение по обустройству Чернобыльской зоны
Виктор Медведчук: Правительство обманывает общество заявлениями о «позитивных…
Алекс Короткий 26.04 12:28 — комментирует новость Виктор Медведчук: Правительство обманывает общество заявлениями о «позитивных…
В Бундестаге обсудили проблемы Чернобыльской АЭС
Алекс Короткий 26.04 12:21 — комментирует новость В Бундестаге обсудили проблемы Чернобыльской АЭС
«Аграрная сверхдержава»: как уничтожается промышленный потенциал Украины
Гость Из Будущего 26.04 12:13 — комментирует статью «Аграрная сверхдержава»: как уничтожается промышленный потенциал Украины
Кабмин принял решение заменить ВУЗ на УВО
Алекс Короткий 26.04 11:51 — комментирует новость Кабмин принял решение заменить ВУЗ на УВО
В. Медведчук: Украина становится аграрно-сырьевым придатком Запада
Алекс Короткий 26.04 11:00 — комментирует новость В. Медведчук: Украина становится аграрно-сырьевым придатком Запада
Призрачная и нежизнеспособная идея членства в НАТО раскалывает страну
Алекс Короткий 26.04 10:58 — комментирует статью Призрачная и нежизнеспособная идея членства в НАТО раскалывает страну
Кабмин поддержал проект по увеличению штрафов за нарушение пожарной…
Анна Федас 26.04 10:49 — комментирует новость Кабмин поддержал проект по увеличению штрафов за нарушение пожарной…
«Аграрная сверхдержава»: как уничтожается промышленный потенциал Украины
Модератор Сайта 26.04 10:07 — комментирует статью «Аграрная сверхдержава»: как уничтожается промышленный потенциал Украины
Кабмин предложил наказывать безответственных родителей
Таїсія Попович 26.04 01:20 — комментирует новость Кабмин предложил наказывать безответственных родителей
Принято решение за нарушение академдобропорядочности лишать ученого звания
Таїсія Попович 26.04 01:18 — комментирует новость Принято решение за нарушение академдобропорядочности лишать ученого звания
Кабмин определился с тарифом на обслуживание у врача
Таїсія Попович 26.04 00:48 — комментирует новость Кабмин определился с тарифом на обслуживание у врача
В. Медведчук: Украина находится под внешним управлением
Ярик Троян 25.04 14:37 — комментирует новость В. Медведчук: Украина находится под внешним управлением
Системные проблемы государственности
Две беды Украины — дураки и дороги

"Эх, дороги!.."

Даже спустя 26 лет независимости плачевное состояние украинских дорог остается притчей во языцех. Хотя периодически дороги все же прокладывают и ремонтируют, но делают это некачественно, воруя бюджетные средства и экономя на материалах. Некоторые дороги существуют только на карте, в реальности же ездить по ним невозможно. Специалисты констатируют: несмотря на, казалось бы, высокий уровень бюджетного финансирования наблюдается тенденция к ухудшению общего состояния автодорог. Новый закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог», подписанный 22 марта президентом Порошенко, должен «способствовать созданию условий для привлечения инвестиций на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог на условиях концессии». Что ж, время покажет, перейдет ли власть от слов к делу.

Снег сходит вместе с дорогами

Каждый год в Украине традиционно повторяется одна и та же ситуация: вместе со снегом местами сходят и целые участки дорог. В том, что 97% дорог страны в плохом состоянии, а из 16 191 автомобильных мостов только 7471 не аварийные, по мнению чиновников, виноваты не они, а снег, дождь, жара и другие сюрпризы погоды. Тем не менее, именно тему дорог премьер Гройсман выбрал в качестве самопиара. Он рапортует: было построено и отремонтировано в 2016 году - 928 км дорог, в 2017-м вдвое больше – 2177 км (чуть больше 1% (!) от всей протяженности трасс), а к 2022 году планируется построить и отремонтировать 6692 км. Следует уточнить, что длина абсолютно всех украинских автодорог – 430 тыс. км, из них 170 тыс. км – это трассы, соединяющие областные центры и крупные города. Ради справедливости следует заметить, что с 2011 по 2015 годы реконструкцию и капремонт дорог действидельно почти не проводили, делали только плановое латание дыр.

Ямы и колдобины власть в первую очередь списывает на фуры, они и впрямь оказывают серьезные нагрузки на дорожное покрытие. Действительно, грузовиками в Украине перевозится пятая часть всех товаров, и около 50% транспорта ездит с нарушениями весовых норм. Вместе с тем только 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом до 36 тонн. Вторая причина - за последние десятки лет финансирования на ремонт дорог хватало лишь на 3-5% от объема всей сети, т. е. несколько миллиардов гривен из необходимых 130.

В 2018 году государственный Дорожный фонд получит 32,6 млрд грн. Из них на дороги местного значения уйдет - 35% (11,53 млрд грн), на «Укравтодор» - 60% (19,56 млрд грн), на безопасность - 5% (1,5 млрд грн). Но эти внушительные суммы отнюдь не гарантия того, что мы получим дороги европейского качества. Лишь 60% средств в «Укравтодоре» тратится по прямому назначению, остальное уходит на «откаты». Неудивительно, что хроническое недофинансирование украинских трасс привело к их изношенности на 95-97%. Власть признает - некоторые дороги в последний раз ремонтировались еще в 80-х годах прошлого века. Третий бич – «халтура». Проверка 2016 года показала - более 80% ремонтных работ дорог были проведены некачественно (зафиксированы разрушения и деформации нового покрытия, в том числе выбоины, трещины, раскрытие стыков, проседание дорожного покрытия).

Идеальные дороги нам только снятся

Согласно отчету The World Economic Forum, в 2017 году украинские дороги вошли в десятку худших в мире: 137 место из 144 стран. Больше ям и канав только в Монголии, Гвинеи, Румынии и Гаити. Если сравнить дороги страны с кровеносной системой человека, то приходится констатировать почти летальное состояние оных. Подтверждая это в «Укравтодоре» признали: 10 трасс находятся в катастофическом состоянии - это КПП "Тимково" — Балта — Первомайск — Домановка — Александровка,Одесса — Рени, Львов — Радехов — Луцк, Чугуев — Меловое, Мукачево — Рахов — Богородчаны — Ивано-Франковск — Рогатин — Бобрка — Львов, Одесса — Вознесенск — Новый Буг, Днепр — Николаев, Львов — Самбур — Ужгород, Александровка — Кировоград — Николаев, Кировоград — Платоново. А это практически вся карта Украины.

Если до 1 января на балансе у «Автодора» было 170 тыс. км дорог, то теперь ведомство отвечает только за государственные трассы, а это лишь 47 тыс. км. Дороги же местного значения длиной в 123 тыс. км переданы ОДА. Фактически, прикрываясь децентрализацией, власть взвалила ремонтный кошмар на местные бюджеты. Средняя стоимость качественного ремонта 1 км украинских дорог обходится примерно в 12,23 млн грн. Потянут ли такие громадные расходы регионы самостоятельно? Ответ очевиден.

Гройсман: «Мы сделаем украинские дороги»

Пришла весна, снег сошел, Гройсман вновь вернулся к своей любимой теме. Он заявил, что взял ремонт и строительство дорог под личный контроль и ответственность. «Мы начали самое масштабное строительство дорог за всю историю независимой Украины…У нас задача - не километры, а чтобы они полностью соединяли населенные пункты». Но, позвольте, то, что украинские дороги –  главный козырь «государственной программы» премьера мы слышим уже второй год. А результатов как не было, так и нет. С одной стороны, правительство выделяет на строительство и ремонт дорог в 2018 году почти 2 млрд долларов, с другой, - дает разгон нерадивым подрядчикам. «Я хочу подчеркнуть, что никто не останется без внимания, и все те, кто сделал халтуру, за собственный счет исправлять эту работу», - грозит Гойман. Логичный вопрос к власти: как такие недобросовестные подрядчики выиграли тендер на ремонтные работы? И почему правительство «машет кулаками после драки», а не контролирует качество работ во время прокладки и ремонта дорог. Возможно потому, что власть не так уж и заинтересована в искоренении дорожной коррупции, а дело чести Гройсмана – «украинские дороги европейского качества» лишь мыльный пузырь? Поэтому украинцы вряд ли поверят очередному обещанию Гроймана: «3-5 лет - и мы наведем идеальный порядок на дорогах. Понятно, что мы еще не дойдем до каждого уголка, но по большинству украинские граждане ощутят, что ситуация изменилась».  

Гройсман обещает: «Через три-пять лет украинские дороги будут в очень хорошем состоянии». Если верить экспертам, на ремонт всех дорог нужно порядка 500 млрд грн. В 2018-м на эти цели выделено почти 47 млрд. То ли премьер не дружит с математикой, то ли цинично лжет народу». Виктор Медведчук

Люди в регионах больше не хотят жить без дорог, особенно в селах, когда они каждый год после таяния снегов оказываются отрезанными от «большой земли». Терпению людей приходит конец. В конце марта жители Еланецкого района Николаевщины пикетировали автотрассы Александровка — Кропивницкий — Николаев и требовали приезда Гройсмана. Акция протеста перекинулась на Еланецкий район. Там местные жители перекрыли еще две дороги в плачевном состоянии — Одесса — Вознесенск — Новый Буг и Арбузинка — Еланец — Новая Одесса — Николаев.

А вот жители закарпатского села Большая Добронь (Ужгородский р-н) еще в 2016 году, вдоволь наслушавшись послемайданных обещаний, но, так и не дождавшись реальных действий, собственными силами отремонтировали дороги в своем селе. Деньгами помогли местные заробитчане уехавшие за границу, часть средств выделил венгерский фонд Поддержки малых городов. В Закарпатье это не единственный пример, там люди за собственные деньги массово прокладывают дороги к своим домам, селам и даже малым городам. Но в других регионах, где людям живется совсем худо, приходится ждать, когда власть соизволит сделать хотя бы «ямочный» ремонт.

Ямы будут латать, как и раньше

В конце марта в Украине стартовал флешмоб «ямаchallenge». Неравнодушные к состоянию дорог украинцы размещают в соцсетях видеодоказательства того, что «Укравтодор» работает недобросовестно. В ответ Госагенство призывало «неравнодушных людей самим приобщиться к ремонту дорог в свободное от работы время в качестве волонтеров».

Бесспорно, дороги - чрезвычайно дорогой вид инфраструктуры: новая трасса стоит от 1 млн долларов за 1 км.  Кроме того, чтобы дорога окупалась, по ней нужно перевозить грузы на протяжении 10-12 лет, не нарушая весовые нормы. Стоимость же «ямочного ремонта» в 2017 году в среднем составляла 309 грн за кв. м. Разница очевидна. Не удивительно, что власть не готова к решению дорожного коллапса, поэтому снова и снова выбирает эконом вариант – пресловутое латание ям. Власть прекрасно понимает – такой ремонт не переживет очередную зиму, снова будут ямы, а значит опять будет «дерибан» бюджетных средств, ведь на «ямочный ремонт» можно списывать любые деньги, ведь проконтролировать их расходование сложно (впрочем, никто этого и не делает). Только в Киеве за 3 года (с 2014 по 2017 гг.) на ямочный ремонт было потрачено около 120 млн грн. Две украинские традиции: латание дыр в асфальте и коррупция - главные причины, почему украинские дороги, увы, никогда не будут «европейскими».

Нам бы как в Германии. Хотеть не запретишь

Эталоном строительства и ремонта дорог в Европе является Германия. Немецкие дороги, в отличие от украинских, не латают посредством ямочного ремонта. При обнаружении изъянов, снимается все дорожное полотно и укладывается новый асфальт. Кстати, первому немецкому автобану более 80 лет, и он до сих пор в пригодном для эксплуатации состоянии. Секрет пресловутого немецкого качества дорог в укладке. Под основной слой асфальта кладут глубокую подушку, которая состоит из основного, дренажного, поддерживающего и демпфирующего слоев. Затем это все заливают прочным бетоном и только потом кладут асфальтное покрытие.

В Европе цементобетонные дороги давно стало стандартом, их доля в ЕС составляет 60-70%, в Германии - 42%, в Украине лишь около 1%! Шанс, что цементобетонные дороги могли «зайти» в Украину, был в декабре 2017 года накануне принятия бюджета. Тогда власть должна была выделить средства на прокладку цементобетоных трасс: Николаев — Кропивницкий - 2 млрд грн. и 4 млрд грн. - на Николаев — Кривой Рог. В итоге не дали ни копейки. Вот вам и ответ, а точнее приговор – в Украине дороги никогда не будут такими как в Германии.

Вместо эпилога

Последствия негативного состояния автодорожной отрасли Украины гораздо серьезнее чем кажется на первый взгляд. Это недоиспользование транзитного потенциала Украины: из-за состояния автодорог потери только в 2016-2017 годах составили около 100-120 млрд грн. У нас самая высокая в Европе смертность на дорогах. В 2017 году в Украине каждые три минуты случалась авария, а каждые 2,5 часа погибал 1 человек. Причиной такой сташной статистики среди прочих является и плохое состояние дорог. И, наконец, имиджевые потери Украины как государства неспособного содежать в порядке свои дороги.

Несмотря на очевидный тупик, способы решения проблем в автодорожной отрасли Украины все же есть – это: изменение стандартов ремонта, полный отказ от ямочного латания; увеличение штрафных санкций для грузоперевозчиков, нарушающих габаритно-весовые нормы; оснащение автодорог средствами фото- и видео-фиксации; внедрение системы автоматического взвешивания грузового транспорта на дорогах общего пользования. А главное ремонтировать и строить дороги не с помощью турок и поляков, а отдавать приоритет украинским фирмам, что дополнительно обеспечит сотни тысяч рабочих мест. Строить и ремонтировать дороги, бесспорно, нужно, но на совесть, используя технологии 21-го, а не прошлого века. У настоящих государственников автодорожная отрасль является одним из столпов экономики, а не ее могильщиком.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.  Чему могут поучиться украинские политики у Франклина Д. Рузвельта, 32-ого президента США?

В период с 1929 по 1933 годы валовой национальный продукт США сократился почти на 30%, экспорт упал на 62%, страну захлеснул банковский кризис, закрылось больше 9000 банков. Примерно 25% трудоспособного населения осталось без работы. На этот беспрецедентный кризис Рузвельт ответил «Новым курсом» — комплексом стратегических программ, направленных на борьбу с экономическим кризисом (Великой депрессией). Он дал миллионам безработных и отчаявшихся людей работу: они строили дороги, мосты, дамбы, электростанции, аэропорты.

«Новый курс» базировался на трех основных принципах: Помощь, Восстановление, Реформы. Первое направление – Помощь – незамедлительное оказание помощи малообеспеченным слоям населения (почти треть населения США бедствовало).  Восстановление предусматривало временные программы для стимулирования и вывода экономики из рецессии, а также ее стабилизацию и создание условий для экономического роста. Реформы же были необходимы для устранения проблем в финансовой системе.

Но чтобы учиться, надо хотеть учиться…

Статья была подготовлена редакцией газеты «Украинский выбор»

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (4)

м а й д а н у т ы е

А также в а т н и к и, в ы ш и в а т н и к и, к р о в о с и с и и прочая-прочая-прочая публика, которая этими терминами обмахивается. Так и хочется сказать голосом мультяшного страуса: - Чего вы кидаетесь?!.

[censored].

Никита Василько | 16.04.2018 08:09

Дороги не разбиты, а очень сильно раздолбаны, а местные, просто разхерачены...