Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Системные проблемы государственности
Две беды Украины — дураки и дороги

"Эх, дороги!.."

Даже спустя 26 лет независимости плачевное состояние украинских дорог остается притчей во языцех. Хотя периодически дороги все же прокладывают и ремонтируют, но делают это некачественно, воруя бюджетные средства и экономя на материалах. Некоторые дороги существуют только на карте, в реальности же ездить по ним невозможно. Специалисты констатируют: несмотря на, казалось бы, высокий уровень бюджетного финансирования наблюдается тенденция к ухудшению общего состояния автодорог. Новый закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог», подписанный 22 марта президентом Порошенко, должен «способствовать созданию условий для привлечения инвестиций на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог на условиях концессии». Что ж, время покажет, перейдет ли власть от слов к делу.

Снег сходит вместе с дорогами

Каждый год в Украине традиционно повторяется одна и та же ситуация: вместе со снегом местами сходят и целые участки дорог. В том, что 97% дорог страны в плохом состоянии, а из 16 191 автомобильных мостов только 7471 не аварийные, по мнению чиновников, виноваты не они, а снег, дождь, жара и другие сюрпризы погоды. Тем не менее, именно тему дорог премьер Гройсман выбрал в качестве самопиара. Он рапортует: было построено и отремонтировано в 2016 году - 928 км дорог, в 2017-м вдвое больше – 2177 км (чуть больше 1% (!) от всей протяженности трасс), а к 2022 году планируется построить и отремонтировать 6692 км. Следует уточнить, что длина абсолютно всех украинских автодорог – 430 тыс. км, из них 170 тыс. км – это трассы, соединяющие областные центры и крупные города. Ради справедливости следует заметить, что с 2011 по 2015 годы реконструкцию и капремонт дорог действидельно почти не проводили, делали только плановое латание дыр.

Ямы и колдобины власть в первую очередь списывает на фуры, они и впрямь оказывают серьезные нагрузки на дорожное покрытие. Действительно, грузовиками в Украине перевозится пятая часть всех товаров, и около 50% транспорта ездит с нарушениями весовых норм. Вместе с тем только 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом до 36 тонн. Вторая причина - за последние десятки лет финансирования на ремонт дорог хватало лишь на 3-5% от объема всей сети, т. е. несколько миллиардов гривен из необходимых 130.

В 2018 году государственный Дорожный фонд получит 32,6 млрд грн. Из них на дороги местного значения уйдет - 35% (11,53 млрд грн), на «Укравтодор» - 60% (19,56 млрд грн), на безопасность - 5% (1,5 млрд грн). Но эти внушительные суммы отнюдь не гарантия того, что мы получим дороги европейского качества. Лишь 60% средств в «Укравтодоре» тратится по прямому назначению, остальное уходит на «откаты». Неудивительно, что хроническое недофинансирование украинских трасс привело к их изношенности на 95-97%. Власть признает - некоторые дороги в последний раз ремонтировались еще в 80-х годах прошлого века. Третий бич – «халтура». Проверка 2016 года показала - более 80% ремонтных работ дорог были проведены некачественно (зафиксированы разрушения и деформации нового покрытия, в том числе выбоины, трещины, раскрытие стыков, проседание дорожного покрытия).

Идеальные дороги нам только снятся

Согласно отчету The World Economic Forum, в 2017 году украинские дороги вошли в десятку худших в мире: 137 место из 144 стран. Больше ям и канав только в Монголии, Гвинеи, Румынии и Гаити. Если сравнить дороги страны с кровеносной системой человека, то приходится констатировать почти летальное состояние оных. Подтверждая это в «Укравтодоре» признали: 10 трасс находятся в катастофическом состоянии - это КПП "Тимково" — Балта — Первомайск — Домановка — Александровка,Одесса — Рени, Львов — Радехов — Луцк, Чугуев — Меловое, Мукачево — Рахов — Богородчаны — Ивано-Франковск — Рогатин — Бобрка — Львов, Одесса — Вознесенск — Новый Буг, Днепр — Николаев, Львов — Самбур — Ужгород, Александровка — Кировоград — Николаев, Кировоград — Платоново. А это практически вся карта Украины.

Если до 1 января на балансе у «Автодора» было 170 тыс. км дорог, то теперь ведомство отвечает только за государственные трассы, а это лишь 47 тыс. км. Дороги же местного значения длиной в 123 тыс. км переданы ОДА. Фактически, прикрываясь децентрализацией, власть взвалила ремонтный кошмар на местные бюджеты. Средняя стоимость качественного ремонта 1 км украинских дорог обходится примерно в 12,23 млн грн. Потянут ли такие громадные расходы регионы самостоятельно? Ответ очевиден.

Гройсман: «Мы сделаем украинские дороги»

Пришла весна, снег сошел, Гройсман вновь вернулся к своей любимой теме. Он заявил, что взял ремонт и строительство дорог под личный контроль и ответственность. «Мы начали самое масштабное строительство дорог за всю историю независимой Украины…У нас задача - не километры, а чтобы они полностью соединяли населенные пункты». Но, позвольте, то, что украинские дороги –  главный козырь «государственной программы» премьера мы слышим уже второй год. А результатов как не было, так и нет. С одной стороны, правительство выделяет на строительство и ремонт дорог в 2018 году почти 2 млрд долларов, с другой, - дает разгон нерадивым подрядчикам. «Я хочу подчеркнуть, что никто не останется без внимания, и все те, кто сделал халтуру, за собственный счет исправлять эту работу», - грозит Гойман. Логичный вопрос к власти: как такие недобросовестные подрядчики выиграли тендер на ремонтные работы? И почему правительство «машет кулаками после драки», а не контролирует качество работ во время прокладки и ремонта дорог. Возможно потому, что власть не так уж и заинтересована в искоренении дорожной коррупции, а дело чести Гройсмана – «украинские дороги европейского качества» лишь мыльный пузырь? Поэтому украинцы вряд ли поверят очередному обещанию Гроймана: «3-5 лет - и мы наведем идеальный порядок на дорогах. Понятно, что мы еще не дойдем до каждого уголка, но по большинству украинские граждане ощутят, что ситуация изменилась».  

Гройсман обещает: «Через три-пять лет украинские дороги будут в очень хорошем состоянии». Если верить экспертам, на ремонт всех дорог нужно порядка 500 млрд грн. В 2018-м на эти цели выделено почти 47 млрд. То ли премьер не дружит с математикой, то ли цинично лжет народу». Виктор Медведчук

Люди в регионах больше не хотят жить без дорог, особенно в селах, когда они каждый год после таяния снегов оказываются отрезанными от «большой земли». Терпению людей приходит конец. В конце марта жители Еланецкого района Николаевщины пикетировали автотрассы Александровка — Кропивницкий — Николаев и требовали приезда Гройсмана. Акция протеста перекинулась на Еланецкий район. Там местные жители перекрыли еще две дороги в плачевном состоянии — Одесса — Вознесенск — Новый Буг и Арбузинка — Еланец — Новая Одесса — Николаев.

А вот жители закарпатского села Большая Добронь (Ужгородский р-н) еще в 2016 году, вдоволь наслушавшись послемайданных обещаний, но, так и не дождавшись реальных действий, собственными силами отремонтировали дороги в своем селе. Деньгами помогли местные заробитчане уехавшие за границу, часть средств выделил венгерский фонд Поддержки малых городов. В Закарпатье это не единственный пример, там люди за собственные деньги массово прокладывают дороги к своим домам, селам и даже малым городам. Но в других регионах, где людям живется совсем худо, приходится ждать, когда власть соизволит сделать хотя бы «ямочный» ремонт.

Ямы будут латать, как и раньше

В конце марта в Украине стартовал флешмоб «ямаchallenge». Неравнодушные к состоянию дорог украинцы размещают в соцсетях видеодоказательства того, что «Укравтодор» работает недобросовестно. В ответ Госагенство призывало «неравнодушных людей самим приобщиться к ремонту дорог в свободное от работы время в качестве волонтеров».

Бесспорно, дороги - чрезвычайно дорогой вид инфраструктуры: новая трасса стоит от 1 млн долларов за 1 км.  Кроме того, чтобы дорога окупалась, по ней нужно перевозить грузы на протяжении 10-12 лет, не нарушая весовые нормы. Стоимость же «ямочного ремонта» в 2017 году в среднем составляла 309 грн за кв. м. Разница очевидна. Не удивительно, что власть не готова к решению дорожного коллапса, поэтому снова и снова выбирает эконом вариант – пресловутое латание ям. Власть прекрасно понимает – такой ремонт не переживет очередную зиму, снова будут ямы, а значит опять будет «дерибан» бюджетных средств, ведь на «ямочный ремонт» можно списывать любые деньги, ведь проконтролировать их расходование сложно (впрочем, никто этого и не делает). Только в Киеве за 3 года (с 2014 по 2017 гг.) на ямочный ремонт было потрачено около 120 млн грн. Две украинские традиции: латание дыр в асфальте и коррупция - главные причины, почему украинские дороги, увы, никогда не будут «европейскими».

Нам бы как в Германии. Хотеть не запретишь

Эталоном строительства и ремонта дорог в Европе является Германия. Немецкие дороги, в отличие от украинских, не латают посредством ямочного ремонта. При обнаружении изъянов, снимается все дорожное полотно и укладывается новый асфальт. Кстати, первому немецкому автобану более 80 лет, и он до сих пор в пригодном для эксплуатации состоянии. Секрет пресловутого немецкого качества дорог в укладке. Под основной слой асфальта кладут глубокую подушку, которая состоит из основного, дренажного, поддерживающего и демпфирующего слоев. Затем это все заливают прочным бетоном и только потом кладут асфальтное покрытие.

В Европе цементобетонные дороги давно стало стандартом, их доля в ЕС составляет 60-70%, в Германии - 42%, в Украине лишь около 1%! Шанс, что цементобетонные дороги могли «зайти» в Украину, был в декабре 2017 года накануне принятия бюджета. Тогда власть должна была выделить средства на прокладку цементобетоных трасс: Николаев — Кропивницкий - 2 млрд грн. и 4 млрд грн. - на Николаев — Кривой Рог. В итоге не дали ни копейки. Вот вам и ответ, а точнее приговор – в Украине дороги никогда не будут такими как в Германии.

Вместо эпилога

Последствия негативного состояния автодорожной отрасли Украины гораздо серьезнее чем кажется на первый взгляд. Это недоиспользование транзитного потенциала Украины: из-за состояния автодорог потери только в 2016-2017 годах составили около 100-120 млрд грн. У нас самая высокая в Европе смертность на дорогах. В 2017 году в Украине каждые три минуты случалась авария, а каждые 2,5 часа погибал 1 человек. Причиной такой сташной статистики среди прочих является и плохое состояние дорог. И, наконец, имиджевые потери Украины как государства неспособного содежать в порядке свои дороги.

Несмотря на очевидный тупик, способы решения проблем в автодорожной отрасли Украины все же есть – это: изменение стандартов ремонта, полный отказ от ямочного латания; увеличение штрафных санкций для грузоперевозчиков, нарушающих габаритно-весовые нормы; оснащение автодорог средствами фото- и видео-фиксации; внедрение системы автоматического взвешивания грузового транспорта на дорогах общего пользования. А главное ремонтировать и строить дороги не с помощью турок и поляков, а отдавать приоритет украинским фирмам, что дополнительно обеспечит сотни тысяч рабочих мест. Строить и ремонтировать дороги, бесспорно, нужно, но на совесть, используя технологии 21-го, а не прошлого века. У настоящих государственников автодорожная отрасль является одним из столпов экономики, а не ее могильщиком.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.  Чему могут поучиться украинские политики у Франклина Д. Рузвельта, 32-ого президента США?

В период с 1929 по 1933 годы валовой национальный продукт США сократился почти на 30%, экспорт упал на 62%, страну захлеснул банковский кризис, закрылось больше 9000 банков. Примерно 25% трудоспособного населения осталось без работы. На этот беспрецедентный кризис Рузвельт ответил «Новым курсом» — комплексом стратегических программ, направленных на борьбу с экономическим кризисом (Великой депрессией). Он дал миллионам безработных и отчаявшихся людей работу: они строили дороги, мосты, дамбы, электростанции, аэропорты.

«Новый курс» базировался на трех основных принципах: Помощь, Восстановление, Реформы. Первое направление – Помощь – незамедлительное оказание помощи малообеспеченным слоям населения (почти треть населения США бедствовало).  Восстановление предусматривало временные программы для стимулирования и вывода экономики из рецессии, а также ее стабилизацию и создание условий для экономического роста. Реформы же были необходимы для устранения проблем в финансовой системе.

Но чтобы учиться, надо хотеть учиться…

Статья была подготовлена редакцией газеты «Украинский выбор»

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (4)

м а й д а н у т ы е

А также в а т н и к и, в ы ш и в а т н и к и, к р о в о с и с и и прочая-прочая-прочая публика, которая этими терминами обмахивается. Так и хочется сказать голосом мультяшного страуса: - Чего вы кидаетесь?!.

[censored].

Никита Василько | 16.04.2018 08:09

Дороги не разбиты, а очень сильно раздолбаны, а местные, просто разхерачены...