Вынужденная миграция ведет к потере государственности
21 февраля на конференции по вопросам реформ в Украине министр иностранных дел Павел Климкин признался, что в поисках лучшей жизни страну ежемесячно покидает более 100 тысяч граждан. В 2017 году из Украины уехало более миллиона человек. Удивительно, но такая ужасающая статистика совершено не удручает власть и, похоже, даже радует: нет населения ― нет проблем. Как говорится, дорогие украинцы, «безвиз вам в помощь».
Хуже, чем вымирание
Более или менее реальную картину оттока рабочих рук и мозгов из Украины может дать лишь неофициальная статистика. Эксперты утверждают, что сегодня в России работают 3–4 миллиона украинцев (косвенным подтверждением этого является тот факт, что в 2017-м именно поезд «Киев ― Москва» был самым прибыльным для «Укрзализныци» ― 154,5 млн гривен. В пятерку наиболее доходных по итогам прошлого года вошли также поезда «Одесса ― Москва» и «Киев ― Санкт-Петербург» с прибылью 98,76 и 20,63 млн гривен соответственно).
За «длинной» валютой в ЕС уехало более 3,5 миллиона, в США и Азию (Китай и Вьетнам в последние годы стали новым популярным направлением, особенно для молодежи и бизнеса) ― еще около 2 млн граждан. То есть, по приблизительным подсчетам, сегодня за рубежом работает более 9,5 млн украинцев. Цифра ужасающая, но, увы, недавние соцопросы ее подтверждают. По данным TNS Online Track, 65% респондентов признались, что хотели бы эмигрировать из Украины. И неудивительно, потому что, согласно другому исследованию, проведенному Center for Insights in Survey Research, 64% опрошенных украинцев заявили, что их финансовое положение в 2017 году ухудшилось.
Те же, кто не доверяют статистике и экспертам, упрекая их в нагнетании истерии, возможно, поверят ведущему канала NewsOne Максу Назарову. Несколько месяцев назад в соцсетях он написал, что в течение двух лет 12 его друзей и знакомых, у которых «было всё отлично в карьерном и финансовом плане», покинули Украину навсегда. «У меня нет времени. Хочу, чтобы жили дети. Сам хочу жить. Уезжаю!» ― так думают миллионы украинцев и берут «билет в один конец».
Обновленное лицо старой проблемы
В свою очередь менеджеры компаний по трудоустройству отмечают новую тенденцию: среди тех, кто хочет работать именно за границей, выросла доля людей 45–50 лет. Из числа украинцев, желающих покинуть страну, лидирует молодежь от 18 до 29 лет ― 55%. Тревожная, но, к сожалению, вполне предсказуемая картина, подтверждающая губительные последствия «реформ» и бездарной, оторванной от реальных нужд населения политики власти.
Из тех, кто готов искать счастье на чужбине, 40% — люди с высшим образованием, 27,6% — со средним специальным, 23,2% — со средним и 17,8% — с неполным средним. Проведенная экспертами по международному трудоустройству социология выявила обновленный типовой портрет трудового украинского мигранта, который шокирует: это люди в возрасте от 18 до 35 лет с высшим образованием, считающие себя обеспеченными. Фактически они не могут реализоваться здесь как профессионалы и не хотят выживать на украинскую зарплату.
Вышеупомянутый Павел Климкин добавил и свой штрих к портрету украинского эмигранта. «Несколько месяцев назад посетил в Ивано-Франковске польскую школу, 24 польских класса, в которых почти ни одного поляка», — рассказал министр иностранных дел и добавил, что ученики этой школы ― украинцы и они учат польский язык (который, ясное дело, облегчит им задачу поступления в польские вузы). Ведь половина (точнее, 53,5%) всех иностранных студентов в Польше ― это украинцы, и за последние десять лет количество наших спудеев в этой стране выросло в 11 раз (!). Польский диплом признается в ЕС и становится козырем для молодых украинцев при поиске работы в Европе. Вот такая «картина маслом» ― новый портрет украинского эмигранта. Это уже не малообразованный гастарбайтер, готовый на любую малопрестижную работу. Это квалифицированный украинец как минимум с одним вузовским дипломом (зачастую польским).
Меркантильный сосед
Недавно польское издание Dziennik Gazeta Prawna составило рейтинг «50 самых влиятельных людей польской экономики». Украинцы как коллективный герой заняли в нем второе место. Первое ― у нынешнего премьера страны Матеуша Моравецкого (того самого, который так резко высказывался о Степане Бандере и украинских националистах), президент Анджей Дуда — только третий.
Чем же заслужили такого почетного места украинцы? Польская экономика остро нуждается в рабочих руках, поскольку сами поляки предпочитают работать в других странах ЕС. Более чем двухмиллионный дефицит рабочих рук оперативно перекрыли именно украинцы. В 2017 году польские работодатели подали 1,7 млн заявлений на трудоустройство граждан Украины, что на треть больше, чем в 2016 году, а с 2014-го этот рост достиг 350%. Так что трудолюбивые украинцы таки герои, жаль, что не своей, а чужой экономики.
Именно украинский трудовой десант остановил падение темпов роста польской экономики. Согласно данным Евростата, в первом квартале 2017 года польская экономика выросла на 4,2%, став одной из самых быстроразвивающихся в Европе. В дальнейшем польская власть планирует увеличить рост ВВП до 5% в год, а для этого нужны еще 5 млн работников в течение следующих 20 лет. «Найдем ли мы достаточно работников из Украины и Беларуси, чтобы компенсировать дефицит рабочей силы в Польше?» ― беспокоится глава польского Нацбанка Адам Глапиньский.
Найдет, потому что нет никаких сомнений, что в ближайшие годы трудовая миграция из Украины обеспечит столько рабочих рук, сколько будет в состоянии «переварить» польская экономика. Ведь Польша предлагает пряники: в 2017 году средняя зарплата украинского мигранта выросла на 33%. Кроме того, работодатели привлекают предоставлением жилья, оплатой транспорта и прочими бонусами.
У украинской же власти пока только кнуты: отсутствие рабочих мест, мизерные зарплаты, инфляция, рост цен и ЖК тарифов. А пряники ― только в виде обещаний, которыми, как известно, сыт не будешь. Одно из обещаний премьер-министр Гройсман озвучил на заседании правительства 14 февраля: «Важный приоритет ― развитие экономики и создание рабочих мест в регионах. Все проекты, касающиеся создания рабочих мест, будут в первую очередь поддерживаться через Государственный фонд регионального развития». И добавил, что в 2018 году Кабинет министров выделит около 15 миллиардов гривен на развитие медицины, образования и инфраструктуры в регионах. «Обіцянка ― цяцянка», а еще в народе говорят, что обещанного три года ждут…
Утечка рабочей силы ― это, безусловно, плохо для развития любой страны, но в данном случае в этом явлении есть и позитив: за первую половину 2017 года украинские мигранты переслали домой 2,3 млрд евро, став одним из крупнейших доноров иностранной валюты (по разным оценкам, частные денежные переводы составляют от 4 до 6% ВВП страны). Ну чем украинцы не коллективный герой? Недаром их называют «агенты вливания».
Украину ждет кадровый голод
Экономисты предупреждают, что в ближайшем будущем Украина столкнется с дефицитом людей на рынке труда. Многие работодатели не могут подобрать квалифицированный персонал уже сейчас (мы неоднократно писали о нехватке медработников). Со временем ситуация только усугубится, нас ожидает кадровый голод, что неизбежно ухудшит экономические показатели. Это следствие долгосрочной политики, ориентированной на дешевую рабочую силу, которая проводится в Украине с начала независимости. Послемайданная власть лишь усугубила процесс, «одарив» украинцев сомнительными «реформами», добивая остатки и без того скудного потенциала для роста ВВП, бездумно переориентировав экономику на Запад (подписавшись на мизерные квоты для отечественного производителя), безвольно соглашаясь с ультимативными и губительными требованиями МВФ.
Украинцы не видят будущего в своей стране
«Основная причина, по которой уезжают украинцы, — они не видят будущего в своей стране. И пока украинская власть не покажет своим гражданам их будущее здесь, поток миграции не изменится. Люди будут убегать от войны, от проблем, на заработки, учиться», — заявил лидер профсоюза украинских трудовых мигрантов в Польше «Трудовая солидарность» Виталий Махинько.
В свою очередь эксперты называют два главных мотива трудовой миграции из Украины: высокая заработная плата за рубежом и безопасность. «Многие родители хотят, чтобы именно парни уезжали, потому что они боятся за своих детей, так как идут военные действия в стране. Более профессиональные работники едут не за зарплатой. Ученый в Украине не может себя реализовать, как, например, в США. Уровень технического оборудования там гораздо лучше», ― утверждает директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Элла Либанова.
Безусловно, для разных групп причины миграции разные, однако все они базируются на резком падении уровня жизни, отсутствии перспектив для молодежи, давлении на бизнес, разочаровании и потере доверия к нынешней власти, а отсюда и к государству в целом.
Ярким подтверждением этого служит история заслуженного учителя Украины, лучшего педагога 2016 года в номинации «Иностранный язык» (английский, кстати) Виолетты Македон, жившей в закарпатском Берегово, а теперь работающей домработницей в Великобритании. Вскоре после вручения ей награды «Заслуженный учитель Украины» (лично президентом Порошенко) она променяла свою педагогическую деятельность в родном городке на труд обслуги в Лондоне. Теперь бывшая учительница ждет, когда ее сын окончит школу в Берегово, чтобы забрать его к себе на туманный Альбион.
Нужна программа по возвращению украинцев
В ближайшие годы отток украинских мигрантов в более развитые страны не прекратится. Это новая реальность, с которой нам предстоит жить впредь. Бегство украинцев из страны прекратить невозможно (по крайней мере при власти, которая будет следовать нынешнему евромайданному курсу), этот процесс можно лишь замедлить.
Чтобы украинцы массово не уезжали за границу, первоочередным заданием для власти должно стать развитие экономики ускоренными темпами, преференции для высокотехнологических и наукоемких отраслей, налоговые льготы для бизнеса, особенно среднего и малого, что создаст большое количество рабочих мест и позволит удерживать конкурентный уровень заработных плат.
Кроме того, нужна специальная программа по возвращению украинских мигрантов домой, для начала ― создание условий для инвестирования их денег в экономику страны. В ЕС именно представители среднего класса, а не крупные корпорации являются основными налогоплательщиками.
«Общее снижение численности работающих в Украине за пять лет составило 3 млн человек, или 18,3%. В промышленности снижение составило 29,7%, а в строительстве ― 29,8%. Но главное ― Украина опережающими темпами теряет трудовые ресурсы «зарабатывающих» отраслей. И лидер по таким потерям ― банковский сектор («финансовая и страховая деятельность»), здесь снижение численности занятых составило 40%! Количество работников здравоохранения за последние пять лет снизилось на 14,7%, работников образования ― на 13,3%».
Виктор Медведчук
Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Моя сестра майже 20 років живе в Італії. Додому тягне, та навряд чи повернеться колись, бо чоловіку ще до пенсії років 9 працювати. Приїздить, щодня спілкуємося у вацапі, та не така вона, як ми, відвикла, все частіше каже: - А у нас, в Італії
Да уже бабушки на базаре открыто говорят, что это делается намеренно, чтобы расчистить территорию
Украинским политикам, которые на требования разумной политики надменно поднимают брови, как Людовик XIV (государство - это я!), уместно напомнить: государство - это многомиллионное Я, и по мере исчезновения этих Я оно съеживается. Вопрос исчезновения самостоятельной страны - только вопрос времени