Критерии оценки
Актуальность:
Грамотность:
Стиль:
Комментариев:
0
Рейтинг статьи:
0

Ваши комментарии и оценки формируют рейтинг публикации. Лучшая публикация попадает в ТОР и это дает возможность автору стать экспертом сайта.

Внимание!
Автор самостоятельно размещает свои материалы на нашем сайте и несет за их достоверность полную ответственность. Редакция не всегда разделяет мнение автора.

Live
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Ирина Русенко 29.05 10:35 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Гость Из Будущего 26.05 05:02 — комментирует статью Как провести обмен по формуле «всех на всех», или Об «успехах» дипломатии Волкера
Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Ирина Русенко 22.05 15:31 — комментирует статью Свобода слова по-еврореформаторски: неугодные СМИ закрыть, инакомыслие…
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:58 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
Прозрение Европы,  или Новые горизонты демократии по-украински
Ирина Русенко 18.05 15:57 — комментирует статью Прозрение Европы, или Новые горизонты демократии по-украински
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:45 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
Ирина Русенко 18.05 15:43 — комментирует статью По иску Виктора Медведчука суд обязал Парубия пройти психолого-лингвистическую…
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:03 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
С Праздником Светлой Пасхи!
Борис Борисович Рогозин 17.05 16:02 — комментирует статью С Праздником Светлой Пасхи!
Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
Гость Из Будущего 12.05 15:13 — комментирует новость Виктор Медведчук: Прорыв украинских товаропроизводителей на Запад так и не…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Алекс Короткий 10.05 23:31 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Алекс Короткий 10.05 23:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
Таїсія Попович 10.05 23:14 — комментирует новость Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации на 21,3 млрд грн…
В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
Таїсія Попович 10.05 22:11 — комментирует новость В. Медведчук: О каком повышении цены идет речь, если в Украине три четверти газа —…
В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Таїсія Попович 10.05 22:08 — комментирует новость В. Медведчук: Надругательство над подвигом воинов-освободителей стало в…
Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Саша Жук 10.05 15:21 — комментирует статью Газ Украины и для Украины: дискуссии вокруг цены
Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Таїсія Попович 10.05 14:49 — комментирует новость Американский штат признал Голодомор геноцидом украинского народа
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:48 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
Таїсія Попович 10.05 14:18 — комментирует новость Виктор Медведчук: Стереть из памяти людей одесскую трагедию не удастся
С днем Великой Победы!
Таїсія Попович 10.05 14:14 — комментирует статью С днем Великой Победы!
Мировоззрение
Ирина Опря
3 статьи

Не отпускайте Ахматову!

Не отпускайте Ахматову!

Поелику Тобой я сущ в раю

(Всегда, везде из чувств моих любое

И живо, и ведомо лишь тобою),

Но раму бренную души мою

Оставил здесь, то мышцы, жилы, кровь

Одеть вернутся кости плотью вновь.

Джон Донн

 

Смерти нет — это всем известно,

Повторять это стало пресно,

А что есть — пусть расскажут мне.

Анна Ахматова

 

5 марта 2016 года исполняется 50 лет со дня смерти Анны Ахматовой. 

Я не хочу сегодня говорить о смерти Ахматовой. Её "Смерти нет…" не даёт упоминать об этом, а тем более считать годы, отмечать даты. Лишь никак не могу избавиться от ощущения замкнутого круга лет — как будто сегодня мы проживаем напророченную поэтом будущность. Мне лично в дне сегодняшнем судьба Анны Ахматовой — как женщины и как поэта — подсказывает: не отпускай её от себя, не выпускай из себя… Перечитывай, вчитывайся, слушай. Её голос сегодня звучит так, как звучат слова человека, которого мы на самом деле захотели услышать. В её стихах — столько о тех женщинах и мужчинах, о том народе, с которым она была! Чувствую, именно поэзия Анны Ахматовой сегодня способна вернуть нам понимание ценности одной жизни, жизни одного человека — матери, сына, мужа, женщины, мужчины… Вернуть умение и желание вглядываться в лица друг друга, слушать и слышать. 

Что очень важно для нынешней моей, нашей, Украины.

 

Благодаря своим произведениям писательница по праву считается одной из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

В приложении к Анне Ахматовой естественен эпитет великого русского поэта. Надо сказать, что слово "поэтесса" Ахматова терпеть не могла и считала, что мужским и женским может и должен быть костюм, но никак не творчество, и себя называла "поэтом".

Свой путь в литературе Ахматова начала на пике расцвета культуры Серебряного века, пережила войны и революции и завершила его в успокоенной советской действительности 60-х гг.

"Я родилась в один год с Чарли Чаплином, — писала Ахматова в набросках воспоминаний, встраивая, как это было ей свойственно, личную судьбу в контекст эпохи, – и "Крейцеровой сонатой" Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889".

Анна Андреевна Горенко родилась в Одессе, но еще в младенчестве была перевезена на север, в окрестности Петербурга. Некоторое время семья жила в Павловске, затем надолго поселилась в Царском Селе. От природы одаренная удивительным умением видеть во внешних знаках отражение внутренней сути, Анна еще ребенком сумела уловить и навсегда запомнить приметы уходящего XIX века. "Петербург я начинаю помнить очень рано, – писала она, — в девяностых годах. Это Петербург дотрамвайный, лошадиный, коночный, грохочущий и скрежещущий, лодочный, завешанный с ног до головы вывесками, которые безжалостно скрывали архитектуру домов. Воспринимался он особенно свежо и остро после тихого и благоуханного Царского Села. Нева — в судах. Много иностранной речи на улицах. В окраске домов очень много красного (как Зимний), багрового, розового и совсем не было этих бежевых и серых колеров, которые теперь так уныло сливаются с морозным паром или ленинградскими сумерками".

Она видела мистический смысл в одной своей детской находке: гуляя с няней по аллее благоуханного, утопавшего в зелени Царского Села, она увидела в траве булавку в виде лиры. Маленькая Аня была уверена: эту булавку обронил бродивший по этим аллеям около века назад смуглый отрок — А.С. Пушкин. Пушкин и Ахматова — тема отдельная. При разговоре о Пушкине Анна Андреевна становилась воздушной, неземной. У её друзей и поклонников, которыми эта одинокая женщина всегда была окружена, сложилось впечатление, что любила она только Александра Сергеевича и никого больше…   

Само обращение Ани Горенко к поэтическому творчеству ознаменовано тайной. В 10 лет Аня тяжело заболела — вероятно, оспой. Неделю девочка находилась в беспамятстве, врачи говорили, что надежды на выздоровление нет. Тем не менее она выжила, но на некоторое время полностью потеряла слух. А начав поправляться, начала также писать стихи.

В юности Анна, вообразив себя поэтом, попробовала набросать свою биографию в материнской хозяйственной тетрадке. Когда же в 1907 г. стихи 18-летней поэтессы впервые появились в печати,  её отец, морской инженер, обозвал дочь декаденткой и потребовал «не срамить его честное имя». Маленькая декадентка Аня послушалась и… стала подписываться под стихами фамилией прабабки, избрав её девичью фамилию в качестве литературного псевдонима — Ахматова. Так родился образ «бабушки-татарки», которая якобы, происходила от ордынского хана Ахмата.

Существенная черта творчества Анны Ахматовой — предчувствие своей судьбы. Доля Анны Андреевны была трагична: её первый супруг, поэт Николай Гумилев, был расстрелян, третий муж, критик Николай Пунин, был арестован и погиб в лагере, а единственный сын, Лев Гумилев, провел в местах заключения более десяти лет. Творчество поэтессы многие годы подвергалось литературной цензуре, замалчиванию и травле, а многие произведения Ахматовой были опубликованы лишь спустя десятилетия после ее смерти.

…И никакого розового детства…

Веснушечек, и мишек, и кудряшек,
И добрых теть, и страшных дядь, и даже
Приятелей средь камешков речных.
Себе самой я с самого начала
То чьим-то сном казалась или бредом,
Иль отраженьем в зеркале чужом,
Без имени, без плоти, без причины.
Уже я знала список преступлений,
Которые должна я совершить… 

(Северные элегии. Дополнения. (5) О десятых годах)

Ахматова, несомненно, мистик по натуре (интересно, что её небесной покровительницей была Анна Пророчица). И стихи, и проза Ахматовой передают ощущение таинственной взаимосвязи, сцепляющей события жизни, по которой поэта ведет обостренная интуиция, не столько знание, сколько вeдение сокровенной "природы вещей". В том, как Ахматова пишет о себе, чувствуется личность особого измерения. То, что для многих непостижимо, для нее — естественно, и, напротив, с общепонятным у нее как будто нелады. В детстве  Аня не без оснований считалась лунатичкой —  у нее бывали проявления лунатизма, да и в последующие годы луна, по ее собственным признаниям, действовала на нее как-то особенно.

Творчество Ахматова всегда описывала как тайну. Её объяснение собственного творчества всегда звучит как описание опыта соприкосновения с иным миром. Её стихи всегда "вырастают", "приходят", "самозагораются".

…И вот я, лунатически ступая,
Вступила в жизнь и испугала жизнь:
Она передо мною стлалась лугом,
Где некогда гуляла Прозерпина,
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди, и кричали:
"Она пришла, она пришла сама!"
А я на них глядела с изумленьем
И думала: "Они с ума сошли!"
И чем сильней они меня хвалили,
Чем мной сильнее люди восхищались,
Тем мне страшнее было в мире жить
И тем сильней хотелось пробудиться,
И знала я, что заплачу сторицей
В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,
Везде. Где просыпаться надлежит
Таким, как я, — но длилась пытка счастьем.

(Северные элегии. Дополнения. (5) О десятых годах)

Гимназист Коля Гумилев не знал еще её имени, но полюбил на всю жизнь. Начинающий поэт увидел в девочке-подростке свою музу — Еву, Беатриче, лунную деву, русалку… Поэзию Ахматовой невозможно воспринимать в отдельности от её жизни. И драма её долгого схождения и скорого разрыва с Николаем Гумилевым, конечно же, отразилась в ее поэзии. Ахматова, по ее собственному признанию, с самого начала предчувствовала конец их отношений. Спасти брак двух поэтов не могло даже рождение Гумильвенка, как окрестили их сына друзья. Будучи поэтом сама, Ахматова не смогла стать "женой поэта" — просто потому, что не имела такого призвания. Можно ли винить ее за это? Если и винить, то её наказание было в ней самой. 

В Гумилеве она — по крайней мере, с годами, — поняла главное: его ясновидение и устремленность в будущее. "Гумилев — поэт, еще не прочитанный, — писала она. — Визионер и пророк".

Будущее показало, что Ахматова и потом не могла быть счастлива — ни с кем. "Жили странно. У меня всегда так", "Развод… Какое же приятное чувство!"— такими словами она будет описывать свою семейную жизнь на разных её этапах. "Женщина с таким свободолюбием и с таким громадным внутренним содержанием, думается, счастлива только тогда, когда ни от чего и, тем более, ни от кого не зависит" — частный опыт Анны Андреевны может быть возведен в общую формулу.

 

…"XX век начался осенью 1914 года вместе с войной…" — писала Анна Ахматова в собрании сочинений Pro domo sua. В общую формулу, судьбу страны оказалась вплетена и общественная позиция, занятая ею в годы революции, гражданской войны и всех последующих советских десятилетий. В ней Ахматова возвысилась почти до высот исповедничества, и её подвиг верности распятой России по характеру был чисто женским — сравнимым с подвигом жен-мироносиц у креста и гроба распятого Господа. И этот свой подвиг ей также дано было предчувствовать еще в юности.

Уже в начале войны, когда патриоты пребывали в воодушевлении, а противники режима обличали правительство, Ахматова мудрым женским чутьем почувствовала, что начинающаяся война – беда для России.

Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля!
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля...

(июль 1914 г.)

Хотя Ахматова и Гумилев в это время уже взаимно отдалились, но всё-таки он был её муж, и то, что муж ушел воевать, давало ей возможность прочувствовать боль и тревогу множества русских женщин, чьи близкие каждый день подвергали себя опасности.

Трагично звучит голос Ахматовой в стихотворении, созданном осенью 1917 года. 

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее,
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью беспокойной
Не осквернился скорбный дух.

Решение Ахматовой остаться в Советской России было совершенно трезвым и сознательным принятием своего креста. Кровью запекутся на её жизни расстрел Гумилева, долгие годы скитаний, аресты и заключения, которым неоднократно будет подвергаться её сын Лев Гумилев.

Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим…

Ахматова овладеет наукой быть матерью арестанта. Семнадцать месяцев проведет «трехсотая, с передачею» в тюремных очередях, стоя под Крестами. Именно в этих очередях избавится от чувства одиночества, мучившего её с детства: «Я была не одна, а вместе со своей страной, выстроившейся в одну большую тюремную очередь».

Большинство стихотворений её "Реквиема" прямо посвящено современности, страданиям арестованных и осужденных, и еще более – их жен и матерей.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки.
Смертный пот на челе... не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

"Реквием" — образец перерождения, эволюции былой музы Ахматовой: от камерности — к всероссийскому голосу. Голосу ясному, всеми слышимому и по-пушкински в своей высокой простоте незримо сложному, что дается только большим поэтам. Об итогах этой эволюции писал ей из эмиграции Б.К. Зайцев: "Вот и выросла "веселая грешница", насмешница царскосельская — из юной элегантной дамы в первую поэтессу Родной Земли, голосом сильным и зрелым, скорбно-звенящим стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости".

Знание, понимание творчества Ахматовой как олицетворения всего лучшего в культуре дореволюционной России может помочь мне, нам, осознать огромную важность мирной жизни — той, которая до революций, войн и которую последние нещадно перечёркивают. 

Уверена: Анна Ахматова ни в коем случае не должна остаться для нынешней Украины, говоря её же словами, поэтом, еще не прочитанным. Не отпускайте её от себя, не выпускайте из себя… тот концентрированный сгусток боли и острейшего мирочувствования, который стал судьбой и сделал её именно Ахматовой.

После возвращения сына Льва Гумилева с каторги Ахматова сказала: «Теперь две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили». 

Как важны эти слова для нынешней Украины! Люди которой сегодня обязаны глянуть друг другу в глаза, дабы не допустить… двух Украин. 

Материалы этого раздела размещаются авторами самостоятельно в режиме свободной постановки. Редакция может не разделять позицию автора.

Уважаемые авторы! Просим вас не использовать сайт "Украинский выбор" для перепоста материалов с других источников и рекламы товаров и услуг. Благодарим за понимание и сотрудничество.
Комментарии (2)
Никита Василько | 05.03.2016 14:16

"Жить - так на воле,
Умирать - так дома." А. Горенко
Ира! Спасибо за статью. За Память...

Кру Ветка | 05.03.2016 13:56

"В этот мой благословенный вечер
Собрались ко мне мои друзья,
Все, которых я очеловечил,
Выведя их из небытия."

это как первый вздох... единожды столкнувшись с её творчеством ты уже не можешь дышать обычным кислородом...